Пруд сада № 2 остался без переливной системы: чем это грозит садоводам и городу
Около 700 садоводов могут летом остаться без воды для полива своих участков. Все из-за того, что на дамбе сада № 2 выкопали три переливные трубы.
Как рассказал председатель сада Олег Липовец, протяженность пруда сада № 2 порядка 400 метров, ширина не менее 150 метров, глубина порядка 9 метров. Именно из этого пруда летом на участки садоводов поступает вода для хозяйственных нужд.
Благодаря дамбе и переливным трубам в пруду поддерживался необходимый уровень воды. Эта вода с помощью насосных установок и разветвленной системы трубопровода питает участки садоводов. И при этом не допускался выход пруда из берегов и затопление ближайшей территории.
Для садоводов это жизненно необходимый пруд.
Экологическое бедствие
– У нас лежали три трубы, каждая метр в диаметре, и весной или во время сильных ливней, бывало, что и они не справлялись, – говорит Олег Липовец. – Приходилось периодически поднимать дамбу, отсыпать скалой.
Теперь переливных труб нет, и если пруд переполнится, вся вода хлынет вниз. Внизу, метров через 200, такой же пруд сада № 3. Воды объединятся, пойдут по Косой речке в реку Туру, по течению которой расположен не один поселок.
У нас в саду порядка 450 участков, на которых люди каждое лето работают. Многие все лето живут. И если весной дамба не выдержит, то все эти участки останутся без воды, а следовательно, и без урожая.
В саду № 3 порядка 200 участков, там произойдет тоже самое – люди летом останутся без воды.
Будет нанесен и вред экологии. Здесь уже устоявшаяся экосистема, в пруду водится рыба, гнездится птица. Люди рыбачат, отдыхают.
Дамба – народная
О том, как появилась у сада № 2 такая дамба, рассказала старожил Нижней Туры Ираида Свинцова.
– Примерно 30 лет назад в Нижней Туре летом прошел страшный ливень, водозаборный пруд сада № 2 переполнился и дамбу начало сносить. А пруд уже тогда был глубокий, метров восемь глубиной. Если бы наша дамба разрушилась, тогда и багерная станция поплыла бы, волна дошла бы до гаражей.
Весь город встал нам на помощь: и администрация, и минераловатный завод, и машзавод, и газовики. На ЗМИ тогда цех разбирали, и строительный мусор к нам возили грузовиками. Укрепляли и поднимали плотину. Газовики выделили те самые трубы – три трубы диаметром 1000 мм. Оплатил их тогда НТМЗ. Трубы уложили, наш пруд и дамба были спасены. Более суток тогда борьба шла.
30 лет мы не знали беды. Уровень воды в пруду держался, мощностей переливных труб вполне хватало.
А тут в сентябре у нас эти трубы выкопали. Украли.
Сейчас, если пойдет сильный ливень, или весной в паводок наш пруд смоет. Волна дойдет до гаражей. Мало никому не покажется, вся грязь ведь в город потечет. Это ж настоящее экологическое бедствие будет!
Хроника произошедшего
О произошедшем Олегу Липовцу стало известно вечером 12 сентября. Насосник сада № 2 сообщил председателю, что днем на дамбе производились работы неизвестными людьми, работал экскаватор и двое человек в униформе. На вопрос: «Что вы тут делаете?» рабочие ответили: «Выполняем распоряжение руководства». Что за распоряжение, какого руководства – никто не уточнил.
– 13 сентября утром я был на дамбе, – делится хроникой произошедшего председатель. – Что я увидел? Аккуратно разровненная земля после раскопок. Труб нет. Я вызвал полицию. А 21 сентября получил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Полиции известно, кто выкопал наши трубы, но почему-то в этих действиях признаки преступления усматриваются только формально. При этом, ссылаясь на то, что трубы не являются объектом муниципальной собственности, указывается, что ущерб не причинен.
Муниципалитету не причинен! А коллективному саду № 2 ущерб причинен, да еще какой!
Ущерб колоссальный
– Я прикинул, – отмечает Олег Липовец, – три трубы диаметром 1000 мм, примерно по 18 метров длиной каждая, 12 мм толщина стенки – это порядка 13,5 тонны.
Если нам сейчас покупать такие трубы, самые дешевые – бывшие в употреблении, восстановленные – 46 700 рублей за тонну, нужно порядка 600 тысяч. Доставка, укладка и все работы – в общей сложности потребуется 1,5–2 млн.
Для садоводов это просто неподъемная сумма. Да и почему мы должны оплачивать чью-то жадность?
Я от своего имени отправил запрос в администрацию НТГО, написал заявление на имя начальника ММО МВД России «Качканарский» и в прокуратуру Нижней Туры. Также мы обратились за помощью к депутату Законодательного Собрания Свердловской области.
Прокуратура Нижней Туры постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела отменила.
Мы не хотим ничьей крови. Нам нужно, чтобы человек, который выкопал трубы, вернул их на место и восстановил системы перелива дамбы сада № 2. И сделать это нужно сейчас, пока не замерзла почва. Иначе не получится изготовить глиняный затвор, а без него вода уйдет вдоль труб.
ЦИТАТА
Олег Липовец: «Весной снег растает, без переливных труб пруд переполнится, и вся вода хлынет вниз. Внизу, метров через двести, такой же пруд сада № 3. Воды объединятся, пойдут по Косой речке в реку Туру, по течению которой расположен не один поселок»