Почему в квитанциях появились огромные суммы за отопление, которого не было, и что с этим делать
Почему отопление появилось в последние дни сентября, а счет за тепло – как в лютый зимний месяц? Такие обращения один за другим всю неделю поступали в редакцию.
Но начнем с самого первого из них, от жителей дома № 13 по улице Машиностроителей: «Отопление нам дали только 22 сентября. До этого была попытка подключения дома к теплу в ночь с 14 на 15 сентября, но она не увенчалась успехом и уже утром батареи остыли.
На теплосети велись ремонтные работы. Без отопления, кроме 13-го дома, были соседние, 11-й и 17-й дома. Это известно всем, и ТПлюсу тоже, ведь это они вели работы.
Сейчас мы в ужасе от счетов, ведь даже зимой мы платили меньше, чем нам насчитали за одну лишь теплую неделю сентября. За отопление двушки, например, начислили 2400 рублей. Подчеркнем – это счет за неделю!»
Все по правилам?
Мы связались с пресс-службой Свердловского филиала «ЭнергосбыТ Плюс», который является платежным агентом ресурсоснабжающей организации – ПАО «Т Плюс».
И вот что нам ответили по ситуации: «По адресу Машиностроителей, 13 по состоянию на 01.09.2022 ОДПУ (общедомовый прибор учета) к расчетам не допущен, следовательно, расчет за отопление произведен по нормативу.
Межповерочный интервал прибора учета истек 10.03.2022, данные о прохождении поверки от УК ООО «Управляющая компания Антуфьев» в адрес «ЭнергосбыТ Плюс» не поступали.
Норматив по отоплению предъявляется за полный месяц, перерасчет допустим только в случае аварии, что подтверждается актом либо справкой ЕДДС (единой дежурно-диспетчерской службы). В данном случае перерасчет за отопление будет произведен за 2 дня (48 часов), перерасчет ГВС – за 10 дней (240 часов)».
То есть это нужно понимать так: несмотря на обстоятельства – платите по полной, раз остались без счетчика. И без разницы, что в некоторых квартирах тепло появилось вообще только 29 сентября! Ну или идите в суд, как обычно советуют в Госжилинспекции. Третьего не дано. И все это со ссылкой на пресловутые Правила № 354.
Летний подвох
Тарифы на отопление поднялись практически на 50 рублей за гигакалорию, но люди ждали все же адекватных цифр в платежках. В итоге реальность оказалась очень суровой / Фото редакции газеты «Время»
Давайте вернемся на некоторое время назад. Все мы помним, как в прошлом году в Нижней Туре случилась подобная история: в домах стали массово снимать на поверку общедомовые счетчики тепла. Это совпало с окончанием отопительного периода, что, на первый взгляд, вполне логично: когда ж еще обслуживать приборы учета тепла, как не в межотопительный сезон?
Но подвох кроется в том, что в Нижнетуринском округе расчет населения за поставленную тепловую энергию производится по схеме 1/12. То есть платим мы за отопление в течение всего года равными долями.
В домах, оборудованных общедомовым прибором учета тепла, объем потребленной тепловой энергии рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на основании показаний ОДПУ за предыдущий год в течение календарного года. При этом расчет стоимости отопления корректируется в I квартале года текущего.
Если же в доме отсутствует, или неисправен, или не введен в эксплуатацию после поверки ОДПУ, то расчет количества потребленного тепла происходит исходя из утвержденного Региональной энергетической комиссией Свердловской области муниципального норматива. Поэтому в тех домах, где счетчики были сняты, летом людям приходили суммы за отопление, которого, конечно же, не было.
Кардинальные изменения
И вот 1 сентября сего года вступило в действие Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которое детализировало порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общедомового имущества, с отсылками на расчетные формулы Правил № 354.
В том числе там обозначено, что при отсутствии общедомового прибора учета расчет по нормативам должен производиться по истечении 3 расчетных периодов после выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации, межповерочного интервала прибора учета. До этого начисления должны производиться исходя из среднемесячного объема. Это же редакции подтвердил в ответе на запрос и Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Не перестроились
И тут возникает вопрос: хорошо, по тому же дому Машиностроителей, 13 требуемый по уточненным правилам 3-месячный период истек. Но во многих других домах приборы были сняты лишь в конце августа. Почему же тогда «ЭнергосбыТ Плюс» «влепил» и им начисления по нормативу?
Как в среду, 12 октября, пояснили в пресс-службе компании, действительно, в связи со вступлением с 1 сентября в силу Постановления № 92, жителям домов, где приборы учета были сняты менее 3 месяцев назад, будет сделан перерасчет с учетом данных изменений. Видимо, «ЭнергосбыТ Плюс» не сумел вовремя перестроиться…
«Мы работаем над этим вопросом…»
Отметим, что на этот раз в большинстве своем «под раздачу» попали жители, доверившие управление домами УК «Антуфьев» (директор Владимир Нечаев). Как рассказал Владимир Васильевич, действительно, приборы учета в некоторых направлены на поверку в связи с окончанием межповерочного периода. Но вот начисление жителям таких сумм за отопление в сентябре он считает некорректным.
По его словам, расчетный период в Нижнетуринском округе длится с 21-го числа текущего месяца по 22-е число следующего месяца. Таким образом, как считает Владимир Васильевич, «ЭнергосбыТ Плюс» должен выставлять потребителям счет за отопление за период с 9 по 22 сентября.
Ведь согласно постановлению главы администрации НТГО от 05.09.2022 № 864 о начале отопительного сезона, расчеты с потребителями предписано производить с даты фактического подключения объектов и обеспечения расчетных параметров на узлах управления объектом. То есть по некоторым домам – буквально с 22 сентября, а не раньше.
«Мы работаем над этим вопросом, нам надо понять, как «ЭнергосбыТ Плюс» производит расчеты, особенно по домам, где тепло было подано в конце месяца, – отметил в разговоре Владимир Нечаев. – Поэтому мы сейчас советуем жителям наших домов массово писать обращения в «ЭнергосбыТ Плюс», чтобы совместно с ними, исходя из ответов, добиваться перерасчета начисленных сумм».
А счетчик из дома № 13 по улице Машиностроителей, как заверил жильцов директор управляющей компании, находится сейчас в специализированном центре и вернется на место в течение месяца. И не только он один.
Редакция продолжает следить за развитием событий очередного коммунального детектива.