Нижнетуринской гимназии (школе № 5) исполняется 65 лет
Продолжаем публикацию рассказов преподавателей Нижнетуринской гимназии о школе. О ее буднях и праздниках, прочных ниточках дружбы, учителях-наставниках и театральном опыте.
На одной стороне улицы
Даже если вы не очень любили школу, в вашем сердце, наверняка, сохранились самые теплые воспоминания о школьных друзьях-товарищах. Самые верные друзья родом из детства. Скорее всего, они сидели с вами за одной партой. Даже если не друзья, или совсем наоборот, это родные вам люди. Можно сказать, семья. А в семье бывает всякое…
Всегда говорю своим ученикам, что в школе надо жить интересно и дружно, чтобы потом, лет через 10-20, встретив на улице одноклассника, бежать с улыбкой к нему, а не переходить дорогу спешно. Дети думают, что я преувеличиваю.
Мне повезло. С некоторыми одноклассниками я дружу. Кого-то встречаю редко. Но перейти на другую сторону улицы точно не хочу. А как же! Ведь нас связывают тонкие, но прочные ниточки совместных дел, переживаний, порой приключений. Мы любили ходить в походы, даже побывали в интереснейшем путешествии, с рюкзаками за спиной знакомились с Сысертью. Впервые сами готовили еду на костре, обустраивали палатки и даже вытаскивали клеща из руки потерпевшего! Конечно, с нами были наши учителя!
А наши праздники! Официальные и не очень! Как-то всем девочкам нашего класса пришлось стать представителями братских союзных республик. Я была «туркменкой». Родители помогли нам, сшив чудесные костюмы. Выступления на сцене площадки в районе улицы Машиностроителей ко Дню Победы – особый, торжественный и волнующий момент.
Работать вместе
Работать мы тоже умели. Собирали макулатуру и металлолом. Макулатуру не только несли из дома, но и ходили по соседям. Как-то, на трудовом подъеме, чуть не сдали в качестве металла коляску от мотоцикла, оставленную владельцем ненадолго без присмотра. Пришлось потом возвращать ценный и нужный предмет мотоциклисту! А поездки на картошку! Отдельная и долгая история!
После девятого класса у нас был трудовой лагерь. Мы работали на НТМЗ. В первый день нам дали задание – вынести весь мусор с «развалин» старого цеха. Задание было на неделю. Мы справились за день. Просто нам было весело и интересно работать вместе.
Даже на выпускной мы зарабатывали деньги сами! Зимой ходили разгружать вагон для магазина «Стройматериалы», работали в теплицах автотранспортного предприятия. Весной мыли полы в школьной столовой по очереди! Родители помогали находить места приложения силы. Нам весело, а им полезно!
Опыт поколений
Много замечательных моментов школьной жизни, как мозаика, сложились в нашем детстве и стали опорой для будущей трудовой жизни. Горжусь своими одноклассниками. Они честные, порядочные люди, активные и неунывающие. И это все прямиком из школьных будней. Спасибо всем нашим учителям, особенно классным руководителям Галине Ивановне Лискуновой, Маргарите Павловне Шкериной. Хотелось бы назвать имена всех-всех педагогов школы № 5, кто был рядом в моей школьной жизни… Боюсь пропустить кого-либо и обидеть. Просто низкий вам поклон, родные!
Я совсем не собиралась возвращаться в родную школу в качестве учителя. Но, когда приехала в Нижнюю Туру в 2002 году, поняла, что работать хочу только здесь. Так и произошло. И уже мои дети пошли в Нижнетуринскую гимназию.
Сейчас, сидя за учительским столом и рассказывая истории из своего школьного детства, в душе посмеиваюсь над собой. Я, прямо как Маргарита Павловна Шкерина, «передаю опыт поколений». Мои ученики слушают и запоминают… Надеюсь, эта традиция устного народного творчества не прервется, потому как среди моих учеников есть учителя. И не только. Врачи, инженеры, рабочие, музыканты, ученые, военные! Отличные люди! Знаю, что им тоже есть что вспомнить и рассказать. Но это уже совсем другая история!
Татьяна Неустроева,
учитель иностранных языков, стаж педагогической работы – 34 года,
выпускница школы № 5 1985 года
«Весь мир – театр…»
Шекспиру принадлежат слова: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Мы, взрослые, играем разные роли... А для детей игра свойственна возрасту! Если примерить на себя какую-нибудь роль, например, Ромео или Джульетты – это очень интересно!
Так пришла идея – побороться за «души детей» посредством театра, и было положено начало новой школьной истории – театральной студии «Мельпомена», которая длится более десяти лет.
Театр – это праздник, он делает нашу жизнь ярче, интереснее и многограннее. По возможности мы с ребятами не пропускали спектакли в Нижнетагильском драматическом театре, выезжали в екатеринбургские театры. А потом ребята стали пробовать себя не в качестве зрителя, а в актерской роли, стали ближе к сценическому искусству, которое, в свою очередь, помогало им стать коммуникабельными, учило держаться на публике, делало их более открытыми и доброжелательными людьми! К тому же, любая постановка – своеобразная альтернатива чтению, и если ученики что-то не успели прочитать, то у них была возможность увидеть произведение на сцене и даже сыграть в нем!
Начиналась студийная работа с миниатюр к родительским собраниям. Первые спектакли были маленькими копиями театральных постановок, но дальше – больше, и ребята становятся уже самодеятельными актерами, готовыми импровизировать, миксовать театральные направления, режиссировать, сочинять, входить в образ и выражать себя.
Коллективное искусство
Репертуар школьного театра был разнообразным, но первенство, бесспорно, принадлежало А.С. Пушкину. Мы ставили маленькие повести: «Выстрел», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Метель». Очень популярны у зрителей младшего возраста оказались «Сказочные сны» по сказкам Андерсена.
Мы вместе выбирали произведение, потом происходила его обработка, чтобы детям было комфортно его воспринимать. Каждый из актеров понимал, что театр – искусство коллективное, и он не может пропустить репетицию, не выучить слова! Все эти требования организовывали ребят и вырабатывали у них чувство ответственности!
Мы дружили с реабилитационным отделением Центра социальной помощи семье и детям. В рождественские каникулы студийцы наряжались в новогодние костюмы и дарили ребятишкам сказку с Дедом Морозом, Снегурочкой, лесными зверюшками и другими сказочными персонажами. После каждого представления зрители получали подарки от Деда Мороза, собранные учащимися гимназии. Юные актеры готовы были прийти к ребятишкам и без праздничного повода, просто вместе порисовать, поиграть, создать атмосферу позитива и радушия!
«Звезды» и «звездочки»
У «Мельпомены» есть свои «звезды» и «звездочки», которые испытывали неподдельную радость от творчества. С огромным удовольствием вспоминаю своих театралов: 1 состав – Сергей Ионин, Елена Петрова, Сергей Леонтьев, Иван Чепиков, Ольга Григорьевых, Полина Белова, Денис Панфилов, Мария Чепикова, Виталий Вшивков, Станислав Шунин, Илья Грошев, Анна Бойко, Анастасия Низовкина; 2 состав – Виктор Медведев, Эльмира Гасанова, Марина Дюрягина, Дарья Тышкевич, Павел Пилигримов, Алена Жихарева, Владимир Олегов, Юлия Кондакова, Данил Садыков, Полина Назаренко, Владислав Огнев; 3 состав – Софья Шатунова, Анастасия Король, Вероника Бойко, Иван Вячин, Иван Бутыгин, Мария Садова, Дарья Пивоварова, Никита Алталаев, Михаил Анисимов, Ксения Цветкова, Никита Полывяный, Ульяна Репина, Никита Капацина, Киселева Маргарита.
Когда я спрашивала детей: «Что значит для них «Мельпомена»? Какая сила притягивает к сцене?» Отвечая на этот вопрос, артисты были единодушны – общение, творчество, обмен эмоциями, восторг, удивление и улыбки маленьких зрителей, аплодисменты!
А мне было радостно наблюдать, как день за днем они растут, развиваются и меняются, пробуя себя в разных ролях…
Людмила Чепикова,
учитель русского языка и литературы, педагогический стаж – 33 года
Школа – вся моя судьба
За окном поселилась осень. Рыжевато-коричневые листья сирени стучат приветливо в окно и шепчут: «Пора просыпаться». А мне и не спится уже давно. Все мысли о школе. Каким будет сегодняшний день? Что принесет? Радость от того, что мои дети узнали что-то новое, доселе им еще неизвестное? Или горечь разочарования, что что-то не успели, кому-то было неинтересно, а кто-то попросту зевал, глядя в окно, потому что там яркое солнышко и так хочется продлить лето хотя бы на мгновение…
И все-таки радости больше. Она побеждает, потому что в школу я пришла неслучайно. Школа – это вся моя жизнь, вся моя судьба.
Я пришла работать в школу №5 в 1995 году после переезда в Нижнюю Туру. Встретил меня дружный коллектив под руководством Галковой А.Н. и принял в свою семью. Меня, как молодого специалиста, поддерживала и учила Александра Николаевна. Это у нее я пыталась постичь уроки высокого гуманизма и духовности. Никогда не слышала от нее громкого голоса или недовольства детьми: всегда ровная, спокойная, улыбчивая.
А как же здорово у нас проходили праздники. Это были целые театральные постановки.
Если б не мои ученики
Я бы не состоялась как учитель, если бы не мои ученики! Именно они учили меня взаимоотношениям, дружбе. И хотя мы иногда ссорились, потом все равно мирились.
И, в первую очередь, это мой сумасшедший 5а. С ними было не соскучиться! Они все время попадали в какие-нибудь истории. А как они умели слушать! У меня просто перехватывало дыхание от восторга, наполняющего мое сердце: «Они любят свой класс, свою школу, они любят приходить ко мне!» Вспоминаю веселые походы, совместные чаепития с родителями.
Со многими я до сих пор общаюсь, пусть и не часто. Спасибо их родителям, которые всегда поддерживали и защищали меня, молодого классного руководителя.
К сожалению или нет, но на время мне пришлось покинуть стены школы № 5. Конечно, я скучала по родной школе. Поэтому и вернулась. А школа уже стала гимназией. И опять меня встретили очень тепло. Спасибо Надежде Петровне Фоминых, которая тогда была директором. А потом все завертелось! Уроки, события, мероприятия.
Все мои ученики талантливые, самодостаточные, стремящиеся к высоким результатам. У них самые разные интересы: пение, занятия в музыкальной, художественной и спортивной школах, танцы, мастерство моделирования. Наши дети отзывчивые, добрые, увлеченные, способные, иногда озорные, но все равно самые лучшие – те, кто учится сейчас, и те, кто продолжает обучение в других учебных заведениях, кто уже работает, но всегда высоко держит планку выпускника родной пятой.
Татьяна Оглуздина,
учитель математики, педагогический стаж – 37 лет
Самая лучшая, самая любимая
Тот день я помню хорошо. Как сегодня. Я зашла в кабинет директора
А.А. Богданова. Он с радостью принял меня на работу. «Пока на время декретного отпуска», – сказал он. Я подумала, что это даже хорошо: будет как испытательный срок. И вот этот испытательный срок длится уже 36 лет! И я не жалею. Меня всему научил тот старый, легендарный коллектив, в который я пришла.
С теплотой вспоминаю свою наставницу Абрамову Лилию Петровну, которая научила меня всему: как составлять планы уроков, как ими пользоваться и как общаться с ребятами. Потом все само пришло, с годами.
А сейчас школа гимназия. Как была для меня самая лучшая, самая любимая. И вот уже пишут конспекты, спешат на уроки, проводят мероприятия новые учителя. Но они такие же замечательные, талантливые, ищущие путь к уму и сердцу современного школьника. Такой уж дух царит в этом здании, что все заражаются жаждой быть настоящим педагогом, учителем-творцом, влюбленным в свое дело до самоотдачи.
Меня всегда поражали этим Коростелева Ольга Пваловна, Карева Лариса Павловна, Возная Раиса Михайловна, Храбрая Екатерина Ивановна.
Всех и не назовешь…
Они меня всегда называли профессионалом, и меня это еще больше настраивало на творческую работу. А я ее обожаю, потому что могу помочь детям стать лучше, а коллегам – работать творчески.
Люблю тебя, родная школа № 5 – гимназия! С юбилеем! Живи и процветай!
Лариса Гужеля, учитель музыки, педагогический стаж - 46 лет,
в школе № 5 – 36 лет
Привет из Сочи
А это привет из солнечного Краснодарского края.
Маргарита Владимировна Горова проработала в школе № 5 30 лет, а ее общий педагогический стаж – 53 года.
Сегодня она проживает в городе Сочи, в этом году Маргарита Владимировна отметила 95-летие. И очень бы хотела в торжественный день юбилея учебного заведения быть со своими коллегами в стенах родной школы. Но возраст и здоровье не позволяют ей этого сделать.
И потому через газету Маргарита Владимировна поздравляет коллектив Нижнетуринской гимназии (школы № 5) с 65-летием, желает педагогам и учащимся здоровья, творческих успехов, взятия новых образовательных высот, благополучия и процветания!