На Нижнетуринской ГРЭС ждут новое оборудование и окончание паводка
Нижнетуринцы и лесничане жалуются на качество горячей и холодной воды. Она мутная и с душком. Кто виноват и что делать – на эти два извечных вопроса ищем ответы вместе с энергетиками Свердловского филиала компании «Т Плюс».
Напомним, ситуация находится на контроле администраций обоих муниципалитетов и надзорных органов.
Проблемы с водой начались в апреле 2024 года, когда произошло загрязнение источника питьевой воды –Нижнетуринского водохранилища – водой из реки Тура. Именно в ее верховьях и притоках на территории Кушвинского и Красноуральского округов ведется разведка и добыча полезных ископаемых, что, вероятно, и является причиной ухудшения качества поступающей на НТГРЭС исходной воды.
В текущем году усугубили ситуацию паводок и повторные поступления в водоемы грунта.
Критических показателей качества исходной воды Нижнетуринского водохранилища в паводковый период не было на протяжении 10 лет. До этих событий цветность исходной воды составляла в паводок 40 градусов и 20 градусов в нормальном режиме, что является верхним пределом по нормативу для питьевой воды, а очищалась она до 5 градусов.
Сегодня исходная вода, как рассказала начальник химической лаборатории Нижнетуринской ГРЭС Елена Шишкина во время пресс-тура на станцию, поступает с цветностью 130 градусов, очищается до 78 градусов. В этой связи нагрузка на систему водоочистки Нижнетуринской ГРЭС увеличилась максимально.
Ждут поставку оборудования
Поступающая из пруда исходная вода проходит первичную очистку. Глина, ил, черви, резкий затхлый запах вокруг фильтров – мы увидели и почувствовали всю поступающую «биологию» сами. Многоразовые фильтры здесь промываются и меняются дважды за смену. Затем вода проходит еще несколько стадий очистки. Для сравнения: с начала паводка на станции заменено уже 8 тысяч одноразовых фильтров, то есть по 75 в день. Тогда как ранее ежегодно менялось порядка 500 фильтров. Для обеззараживания воды используется жидкий хлор.
– Сейчас мы ждем поставку оборудования, более адаптированного к низкому качеству исходной воды, на замену вышедшему из строя, – отмечает технический директор НТГРЭС Игорь Амосов. – Убытки очень существенные: как материальные, так и репутационные. Но только лишь станция изменить ситуацию с качеством воды не может. Нужно, чтобы в нормативное состояние пришло качество исходной воды, а для этого необходимо вмешательство в ситуацию и органов государственной власти, и надзорных органов. С ними мы находимся в постоянном взаимодействии.
На вопрос, когда же ситуация с мутностью воды может улучшиться, Игорь Амосов заметил, что вероятно, поставка нового оборудования и окончание паводка в конце июня могут этому поспособствовать.
Запах из «застойных» зон
Что касается неприятного запаха горячей воды, на который жалуются потребители, Елена Шишкина пояснила, что в прямой сетевой воде, которая идет со станции в теплосеть, превышения нормативных показателей по запаху не выявлялось. Дело в том, что система теплоснабжения и Нижней Туры, и Лесного – открытая, а значит вода циркулирует по всей сети теплоснабжения, в том числе и внутридомовым сетям, радиаторам отопления, стоякам, и разбавляется водой из «застойных» зон. Специалист считает, что для решения проблемы необходима совместная работа ресурсоснабжающих, управляющих организаций и других собственников сетей. Нужно периодически сливать воду из всей системы с полным ее обновлением и промывкой сетей.
Лабораторные исследования на содержание в горячей воде вирусов и опасных бактерий проводятся регулярно, по микробиологическим показателям вода безопасна.