Какие схемы мошенничества зарегистрированы в Нижней Туре и как обезопасить себя от потери денег
Вал мошенничеств с использованием информационных технологий не обошел стороной и наш округ. О том, что происходит в этом вопросе, мы говорим с прокурором Нижней Туры Сергеем Кризским.
– Будем оперировать статистикой за четыре месяца текущего года. Их у нас произошло уже двадцать. За такой же период прошлого года – четырнадцать. И динамика продолжается, снижения нет. Хотя правоохранительные и надзорные органы проводят большую разъяснительную работу на предприятиях и в организациях, работаем и с пенсионерами.
Однако ситуация на территории Свердловской области критическая. Жители теряют все свои сбережения, громадные денежные средства, которые уходят, как правило, за границу, и вернуть их крайне тяжело.
– Сразу хочу спросить: что такое дропперство? Вы такие факты выявляли?
– Да, такие факты у нас были. Дропперство – это открытие счета на подставное лицо, которое продало фактически полученные данные карты или счета и является посредником мошенников при переводе или передаче наличных. Этими подставными лицами бывают, так скажем, склонные к асоциальному поведению люди, к сожалению, вовлекаются и подростки, и студенты, желающие подзаработать.
В нашем случае был факт, когда банк успел заблокировать часть денежных средств. Дроппером является совершеннолетний, ему предъявлен иск об неосновательном обогащении. Один иск подали на миллион и второй тоже. А вообще такое посредничество – это уголовно наказуемое деяние.
Инвестиции и продажи
– Сергей Геннадьевич, какие схемы чаще всего применяют мошенники?
– Первое – у нас несколько дел о предложениях заработка на инвестициях. Людям предлагали вкладывать деньги в акции на некой бирже, затем обнадеживали заработком и процентами и просили увеличить инвестиции. Люди «покупались», вкладывались все больше и больше. А затем биржа просто «закрывалась», и люди теряли значительные средства – у нас были случаи, что более полутора миллионов ущерб составляет. Кстати, на это очень часто покупается именно молодежь.
Далее, звонили, представляясь сотрудниками ФСБ, сообщая о возможных махинациях работодателей и предлагали перевести денежные средства на безопасные счета. Выявлен один такой случай у нас.
Мошенники под предлогом продажи товаров на «Авито» и «Юла» выясняли номера карт потерпевших, используя доступ к сотовым телефонам потерпевших, и похищали денежные средства. Причем есть и обратные случаи: люди хотят что-то приобрести на этих площадках, отправляют средства продавцам, а аккаунты продавцов просто удаляются после получения денег. По данному способу мошенничества у нас три дела.
Не голосуй – потеряешь
Есть факты обмана под предлогом участия в различных голосованиях и розыгрышах в мессенджерах и социальных сетях. То есть вам приходит просьба проголосовать за родственника, чаще всего ребенка, друга или знакомого, который участвует в конкурсе. Или с просьбой поучаствовать в розыгрыше. Люди переходят по ссылкам и их «взламывают».
Получив доступ к вашему аккаунту, злоумышленники начинают рассылать аналогичные сообщения всем вашим контактам. Кроме того, они могут отправлять сообщения с просьбами одолжить денег от вашего имени. Поскольку люди из вашего списка контактов доверяют вам, многие из них могут согласиться помочь и отправить деньги на указанные мошенниками счета.
По подобной схеме – открытие различных файлов, поступивших в мессенджерах, осуществляется установка приложений, с помощью которых мошенники получают доступ к приложениям и осуществляют дистанционные покупки.
Компетентные «специалисты»
Известны случаи, когда звонящие представляются сотрудниками коммунальных организаций, мол, надо заменить счетчик и для того, чтобы к вам пришел специалист, необходимо записаться на Госуслугах. Поэтому продиктуйте вот этот код, а далее еще один код, и таким образом злоумышленники завладевают персональными данными жертвы и пытаются оформлять дистанционно кредиты.
Или звонят и говорят, якобы, со счетов похищаются денежные средства. Мол, сейчас вам позвонит специалист Центробанка и проконсультирует, как быть. «Специалист Центробанка» действительно звонит, советует, на какой «безопасный» счет направить средства, и так потерпевший их лишается. Либо звонят и говорят: на вас оформлены кредиты, чтобы их закрыть надо подтверждающие данные. При их предоставлении на человека фактически оформляются кредиты.
Никто не застрахован
– А были ли у нас случаи, что людей пытались ввести в заблуждение звонком от «вышестоящего руководителя»?
– Да, мы читаем лекции на предприятиях, и нам рассказывают, что такое случается: якобы звонит работникам директор этого предприятия или пишет сообщения с какими-либо просьбами ил инструкциями. Видимо, злоумышленники генерируют изображения или берут в соцсетях с личных страниц.
Вообще, потерпевшие всегда говорят, что они попали под какой-то гипноз. Они выполняют все инструкции, а потом, когда уже все похищено, как щелчок, приходит осознание, что их обманули. Понимают, что деньги не вернутся. А до этого момента все воспринимали за правду.
И это самое страшное, что от такого «развода» нет страховки ни по возрасту, ни по уровню образования. Попадают и юристы, и финансисты, и чиновники высокого уровня. То есть говорить, как раньше, что берегите от мошеннических действий только пожилых и детей, уже нельзя.
Куда уходит критическое мышление?
Еще раз повторюсь: такие преступления очень тяжело раскрыть и вернуть средства, потому что часто они совершаются из-за рубежа, – отмечает прокурор. – Мы работаем в этом направлении, но все идет сложно. Во многих случаях это очень тонкая психологическая обработка.
Приведу еще два случая. В одном пожилую женщину мошенники так обработали, что она уехала в Екатеринбург и набрала кредитов. Это обнаружили родственники, обзвонили все банки и попросили не давать такой-то кредиты. Вернули домой, а на следующий день она снова поехала, не поверила родственникам. Ей ведь давали задания «сотрудники ФСБ».
Или вот еще: женщине позвонили «сотрудники ФСБ» и предупредили о взломе карт. И что необходимо перевести какие-то денежные средства, взять кредиты в таком-то банке. Его отделение было только в Качканаре, куда она и направилась. Нашла нужный банкомат и произвела все операции с снятием денежных средств и переводом денег.
Это действительно отключается какое-то критическое мышление, если тебе звонят по финансовым вопросам и представляются ФСБ или прокуратурой. Как минимум это должно показаться странным.
Лучше – не отвечать
– Подытожим, Сергей Геннадьевич: что поможет уберечься от мошенничества? Хотя это становится все сложнее делать.
– Установить самозапрет на взятие кредитов. Думаю, это довольно-таки эффективный способ. Будем надеяться, что такая мера защитит людей.
Не реагировать на незнакомые номера, а если номер знакомый, то лучше не отвечать, а потом самому связаться со звонившим.
Не переходить по подозрительным ссылкам.
Обратиться в банк по официальным каналам или прийти в отделение и узнать судьбу своих средств, если вам говорят, что с ними что-то происходит.