Что удалось, а что нет за год реформы обращения с ТКО?
Какие первые результаты принесла экологическая реформа, что нужно для успешного развития новой системы и какая острая проблема «зависла» и пока не решена, – об этом рассказала пресс-служба регионального оператора ООО «Компания “Рифей”».
Запуск реформы обращения с твердыми коммунальными отходами, пожалуй, можно отнести к одному из знаковых событий прошедшего года. Речь идет не просто о централизации перевозки ТКО, но об абсолютно новой системе – с созданием и дальнейшим участием в этом процессе региональных операторов в сотрудничестве с профильными департаментами области и администрациями муниципалитетов на местах.
Пока мы сделали скромный шаг в направлении, в котором Европа идет уже более 20 лет, но шаг этот для многих – через пропасть. Не было региональных операторов, зато были нелегальные свалки, схемы ухода от налогов, нарушения экологического законодательства.
Несмотря на то, что официально реформа должна была охватить всю страну, некоторые регионы так и не смогли запустить этот маховик. Свердловская область уверенно начала работать в этом направлении, и на данный момент есть положительные результаты.
«Отвозим отходы туда, где им место»
По словам Федора Потапова, исполнительного директора компании «Рифей» – регионального оператора по обращению с отходами в Северной зоне Свердловской области – за 11 месяцев работы компании количество отходов, которые попадают на объекты для захоронения, увеличилось в среднем на 14%. Логично предположить, что до этого момента они оседали на окраинах населенных пунктов и пустырях, образовывая несанкционированные свалки.
«Все мусоровозы, работающие с твердыми коммунальными отходами, отвозят отходы туда, где им место, – на специализированный полигон. С нового года мусоровозы работают под жестким контролем. Все машины оснащены системой навигации. Вся информация поступает в единую диспетчерскую. А это значит, что как региональный оператор, так и любой контролирующий орган по запросу может увидеть, где и когда проезжал автомобиль. Что, по сути, исключает какие-либо изменения маршрута», – отметил Федор Потапов.
Селяне – за контейнеры
При острой первоначальной потребности Северной зоны в 4 тысячах новых мусорных баков в этом году силами регионального оператора совместно с муниципалитетами приобретено 7614 новых контейнеров. В следующем году эта работа будет продолжена и потребность будет полностью закрыта.
И если для горожан увеличение числа контейнеров на мусорных площадках не так очевидно, то для селян это очень значимо. Жители деревень и сел часто обращаются с вопросами по установке в их населенном пункте дополнительных емкостей. Они отмечают, что теперь удобнее стало выбрасывать мусор, поскольку до этого многим из них приходилось складировать отходы в определенном месте, откуда их периодически забирал мусоровоз.
Свалкам бой
Одним из важнейших направлений реформы является борьба со старыми несанкционированными свалками и препятствование образованию новых.
В минувшем году региональным оператором «Компания “Рифей”» с мест незаконного складирования отходов вывезено около 14 тысяч кубометров отходов. В следующем году объемы планируется увеличить. С начала года дополнительно обнаружено и внесено в реестр регоператора 271 новое несанкционированное место размещения отходов.
Куда деть строительный мусор?
Несмотря на очевидные успехи, все же остаются нерешенные проблемы. Одна из главных – строительный мусор. Поскольку этот вид отходов не относится к ТКО, то и не попадает под контроль регионального оператора.
Под твердые коммунальные отходы, с которыми работает региональный оператор, попадают только образованные в жилищах. Проще говоря, те, что мы выносим в пакетах и выбрасываем в контейнер, а также крупногабаритные отходы – шкафы, диваны, бытовая техника и пр.
На сегодняшний день в стране не существует законодательной нормы и практики, которые позволили бы решить проблему со строительными отходами. Следовательно, значительная их часть продолжает оседать в лесах.
Учитывая, что сейчас нет четко установленного порядка обращения с ними, многие предпочитают просто выкинуть их в лес, не заплатив за размещение на полигоне. Эта проблема остается, ее еще предстоит решать.
Время осознать цену услуги
До реформы в ряде населенных пунктов не платили за обращение с отходами, мусор самостоятельно вывозили на стихийные свалки и нелегальные полигоны, сбрасывали к берегам рек и в овраги. Понятно, что для того чтобы оценить качество услуги и все ее плюсы, прийти к пониманию о необходимости оплачивать оказанную услугу, понадобится время.
То же самое было с платежами за свет, воду и газ: сначала платежная дисциплина была низкой, потом все пришло к определенным параметрам. Есть районы с традиционно низкой собираемостью за те или иные коммунальные услуги.
Но уже сейчас мы видим положительную динамику платежей за год у населения. Это очень хороший показатель. Мы не планируем сбавлять темпы работы и постоянно держим вопрос в сфере своего пристального внимания.
Для максимального комфорта населения
Для формирования инфраструктуры отрасли обращения с отходами требуется финансирование: на покупку нового оборудования для обустройства контейнерных площадок, приобретение спецтехники, отчисление налогов, расчеты с операторами по захоронению и абонентскому обслуживанию, транспортировщиками.
Мы взяли на себя обязательства не только перед участниками рынка, но и перед населением Северного кластера, органами власти и в состоянии их выполнить, несмотря на сложности, которые порой возникают. Финансовое и производственное положение компании стабильное. Для нас важно сформировать такую систему обращения с отходами, которая будет максимально комфортной для населения, чтобы жители даже самых удаленных поселков могли без проблем выкинуть свои отходы в бак, за которым своевременно приедет машина.
Контроль и разбор – ежедневно
Специалисты единой диспетчерской службы ежедневно контролируют ситуацию с вывозом отходов на вверенной нам территории. Для потребителей работает горячая линия, на которую могут позвонить жители и сообщить о проблемах с вывозом мусора.
Более того, что, может быть, особенно важно, наши специалисты мониторят популярные соцсети на предмет жалоб. Увидели сообщение с фотографией переполненного контейнера или какую-то иную ситуацию – сразу это расценивается как сигнал к действию. Отрабатываем по возможности в течение нескольких часов, максимум – день. Все фиксируем на фото, в каждой конкретной ситуации разбираемся индивидуально.
С января 2019 года на территории НТГО работу ведет региональный оператор ООО «Компания “Рифей”». Каковы итоги совместной деятельности администрации округа и регоператора по реализации национального проекта «Экология»? Об этом рассказывает Екатерина Клочева, главный специалист по экологии и природопользованию администрации НТГО.
В течение прошедшего года вывоз отходов с территории многоквартирных домов города Нижней Туры и поселка Ис осуществлялся в соответствии с установленным графиком: ежедневно и 3 раза в неделю. Ввиду отсутствия контейнеров в сельских населенных пунктах вывоз ТКО осуществлялся 1 раз в неделю по утвержденному графику. После получения контейнеров от регионального оператора и их установки в сельских населенных пунктах с 14.08.2019 вывоз ТКО стал производиться 3 раза в неделю.
За прошедший период на территории округа произведена замена контейнерного парка: за счет средств местного бюджета приобретено 143 контейнера, от регионального оператора получено 140 контейнеров. Организовано 74 новых места накопления ТКО, 47 из них – в сельских населенных пунктах.
В настоящее время мешковый сбор отходов остался на территории частного сектора г. Нижней Туры.
Также в ноябре 2019 года на 10 контейнерных площадках установлены контейнеры (сетки) для сбора пластиковых отходов.
Претензий к региональному оператору по несвоевременному вывозу ТКО нет. В течение года поступали обращения жителей поселка Ис по поводу несвоевременного выставления квитанций на оплату услуг обращения с ТКО (квитанции выставлены в августе за весь период, с января по июль).
За прошедший период в адрес администрации НТГО поступило 11 обращений жителей по вопросам ТКО, обращения рассмотрены, меры приняты. В целом ситуация по округу удовлетворительная.
Лариса Ратнер
По информации пресс-службы компании "Рифей", администрации НТГО и http://ural-meridian.ru