В чем подвох бесплатного оздоровительного массажа
«Ой, сколько вы всего выиграли! Вибромассажная накидка, одеяло, подушки, пылесос, массажер! И как же вы все это донесете? Присаживайтесь поудобнее и давайте скорее ваш паспорт, будем оформлять подарки»!» – лицо девушки-менеджера расплылось в улыбке.
– Ну кто же откажется от подарков, тем более от таких? Я с радостью согласилась, – рассказывает Наталья Владимировна.
Пожилая женщина не верила своему счастью, ведь этот выигрыш был единственным за всю жизнь. Она даже расплакалась, когда не смогла найти в сумке паспорт.
– Может быть, Вы оставили его в пальто? – предположила девушка.
– И точно! Я еще похвалила ее про себя, – вспоминает пенсионерка. – Пока мы с ней оформляли документы, в зале продолжался розыгрыш призов. Под аплодисменты получать подарки вышли еще две пожилые женщины. Их тут же усадили за соседние столы оформлять выигрыш.
Домой я вернулась счастливой. Позвонила подруге – та поздравила меня и сказала, что в следующий раз на презентацию пойдет со мной. А когда сообщила новость дочке, та буквально закричала в трубку: «Мама, быстрее читай, что за бумаги ты подписала!»
Оказалось, мне подсунули кредитный договор на 150 тысяч рублей, а ведь я таких денег за всю жизнь в руках не держала! – навзрыд плачет Наталья Владимировна. – Лучше бы я действительно забыла дома паспорт!
И таких историй – десятки. Разница лишь в сценарии, а финал один: люди подписывают кабальные договоры, даже не подозревая об этом. Можно ли найти управу на мошенников?
В возврате денег отказали
Что делать, если продавец навязывал товар, не предоставил полной и объективной информации о товаре, отказал в возврате уплаченных денег? Юрисконсульт, начальник отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей Качканарского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в СО» Наталья Петкевич рассказала, как отстоять свои права.
– В консультационный пункт по защите прав потребителей поступили обращения от местных жителей с просьбой защитить их права и помочь вернуть деньги. За помощью обратились жители городов Нижней Туры, Лесного, Качканара, Кушвы.
С ноября 2020-го по март 2021 года пожилым людям поступали навязчивые звонки с предложением посетить бесплатную презентацию современных методов оздоровления, а также побывать на эксклюзивном мастер-классе по расслабляющему и оздоровительному массажу.
Попали в кабалу
Слушателей ожидали празднично оформленный зал, музыка, розыгрыш билетов для участия в бесплатной лотерее. Пожилым людям демонстрировали модели массажных кресел, рассказывали о пользе оздоровительного массажа. Затем проводился розыгрыш призов. «Счастливчикам» «дарилась» вибромассажная накидка, а к ней прилагались и другие подарки – одеяло, подушки, пылесос и ручной массажер.
Выигравших приглашали за отдельный стол, где они подписывали бумаги, предполагая, что расписываются за полученные призы. А после выяснялось, что они подписали кредитный договор на приобретение указанного товара на сумму от 145 000 до 169 000 рублей.
Права потребителей были нарушены
Навязывание пожилым людям товаров по завышенным ценам с оформлением сомнительных кредитов сегодня стало распространенной практикой.
– Продавцом были допущены нарушения требований законодательства о защите прав потребителей, – рассказала Наталья Петкевич. – В данном случае коммерческие организации нарушили требования п. 3 ст. 1, а также п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 178, п. 3 ст. 307 Гражданского кодекса РФ. Также в соответствии со ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни и здоровья, не причинял вред имуществу. Изготовитель товара обязан обеспечить безопасность товара в течение установленного срока службы. Также не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия.
Как должнику защититься от произвола банка
При заключении кредитных договоров банк нарушил требования действующего законодательства и потребительские права граждан.
– Все товары приобретались в кредит, – отмечает юрисконсульт Наталья Петкевич. – При этом кредитный договор и договор купли-продажи товара оформлял один и тот же сотрудник в кафе. Вывеска о том, что в данных местах находится банк или его структурное подразделение, отсутствовала. Договор со стороны банка не был подписан. Кредитный договор содержит условия, ущемляющие права потребителя. Следовательно, при заключении кредитных договоров банк нарушал требования действующего законодательства и потребительские права граждан.
На сегодняшний день у консультационного пункта и Управления Роспротребнадзора по Свердловской области существует положительная судебная практика по возврату денежных средств по данным субъектам.
Если вы стали жертвой мошенников – не молчите, обращайтесь за защитой своих прав.
Фото: stavgorod.ru
За получением консультации и правовой помощи потребители могут обратиться в Единый консультационный центр Роспотребнадзора: 8 800 555 49 43 (звонок по России бесплатный), в отдел консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области, Качканарский филиал» по адресу: г. Нижняя Тура, ул. Декабристов, 17 или по телефону: 8 (34342) 2-75-04. Телефоны горячей линии территориальных отделов размещены на сайте Управления http://www.66.rospotrebnadzor.ru/
От всех бед – один совет
А это реальные истории наших подписчиков, которые попадали в похожие ситуации.
Анастасия Валерьевна:
– От всех бед – один совет: не берите с собой документов! Я тоже ходила на презентации, без документов со мной долго не общались, отпускали с миром. А вот те, кто с документами был, в них прямо вцеплялись! Это большое психологическое давление: людям воспитание не позволяет просто встать, поблагодарить и уйти.
Надежда Власова:
– Примерно так же несколько лет назад впаривали косметику и какие-то супермассажные приборы. Ну я приходила, слушала чушь, несла чушь, оставляла придуманные номера телефонов и уходила.
Лилия Фазуллина:
– Да, мою маму тоже так обманули. Она оформила кредит на 180 тысяч. Мы сразу обратились в банк. Он помог. Деньги не ушли к мошенникам, и это чудо! Обычно бывает наоборот.
Пенсионеры, не ходите на такие презентации! Моя мама позарилась на подарки. Теперь я буду делать их ей регулярно.