Начался снос построек буддийской общины на горе Качканар
17 марта было прекращено посещение храмового комплекса Шедруб Линг, расположенного на горе Качканар.
Руководители местной буддийской религиозной организации «Путь Будды» призывают своих сторонников содействовать спасению общины и, главное, культовых сооружений от сноса и обвиняют власти и холдинг ЕВРАЗ в нарушении договоренности.
Было ли нарушение на самом деле? В чем стоит разобраться, прежде чем согласиться подписать обращение в защиту религиозных сооружений, активно распространяемое в соцсетях представителями общины?
Какие сооружения будут сносить?
ЕВРАЗ отмечает: ни одно из соглашений и судебных решений никогда не предполагало сноса шести конфессиональных сооружений. Это Малая ступа Пробуждения, Здание реликвария колумбария со статуей Будды, Большая ступа Пробуждения, Ступа Паринирваны Будды, Ступа сошествия с небес Тушита, Комплекс из пяти ступ Дхьяни-Будд.
Сооружениям был определен особый статус – объектов, в отношении которых ЕВРАЗ не инициирует снос. Речь шла и идет только о сносе построек хозяйственно-бытового назначения.
Чем завершились недавние переговоры?
4 марта в поселке Косья Нижнетуринского городского округа прошла встреча между представителями руководства области, общины «Путь Будды» и ЕВРАЗа. Во встрече приняли участие главы Нижнетуринского и Качканарского округов Алексей Стасёнок и Андрей Ярославцев. Стороны договорились до 11 марта подождать от общины предложения о порядке выполнения обязательств по демонтажу хозяйственно-бытовых построек.
15 марта в Екатеринбурге вновь обсуждался вопрос Шедруб Линга. Никакого порядка сноса построек представители общины не представили. Напротив, они заявили о необходимости заключения очередного соглашения, на этот раз мирового, и потребовали дополнительных предложений от ЕВРАЗ. Видимо, в попытке очередной раз оттянуть неизбежное.
Почему ситуация касается каждого в регионе?
Буддийская община действует с 1995 года. В 2006 году акционерному обществу «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат» выдана лицензия на право пользования недрами для добычи титаномагнетитовых руд Собственно-Качканарского месторождения. Запасы в котором оценивают в 6,87 миллиардов тонн, а среднее содержание железа в рудах – 16,6%. Таких запасов должно хватить стране более чем на век.
ЕВРАЗ получил государственную лицензию на разработку месторождения в результате конкурса и был обязан начать отработку этой лицензии.
Проект признан стратегическим для региона. Отзыв лицензии грозил тем, что впоследствии деятельность ГОКа стала бы нерентабельной и он мог просто прекратить работу, оставив без средств к существованию семьи более 20 тысяч работников КГОКа, НТМК и многочисленных подрядных организаций.
Почему земли с постройками нужно освободить?
Земельный участок на горе Качканар, на котором размещены сооружения и постройки буддийской общины «Шедруб Линг», попадает в границы горного отвода, в зону, опасную по разлету обломков пород при взрывных работах.
Основатель «Шедруб Линг» Михаил Санников (он же Лама Докшит) еще в 2014 году подписал согласие на переезд на гору Мохнатку и даже договор на пользование участком. Но буддисты так и не тронулись с места, несмотря на судебное решение об освобождении занятого буддийской общиной «Шедруб Линг» земельного участка.
Причем руководители общины постоянно нагнетали среди своих сторонников угрозу принудительного исполнения решения суда. На что власти не пошли и снова сели с буддистами за стол переговоров.
В октябре 2019 года буддистами и ЕВРАЗом при посредничестве Правительства Свердловской области подписано соглашение о намерениях.
Какая помощь была оказана буддистам с переездом?
По соглашению, члены общины должны были освободить занимаемую территорию на горе Качканар в зоне взрывных работ к 1 ноября 2020 года.
– В 2020 году администрацией Нижнетуринского городского округа оформлен и выделен по договору безвозмездного пользования сроком на 10 лет земельный участок в поселке Косья для религиозных нужд, – отмечает глава Нижнетуринского округа Алексей Стасёнок.
Общая площадь участка составила более 7 гектаров. Проведены работы по реконструкции дороги от поселка Косья до сооружений на горе Качканар.
Кроме того, в качестве благотворительной помощи общине поступили 26 млн рублей.
Какова позиция властей в разрешении ситуации?
«Я всегда за то, чтобы договариваться. Мы усадили стороны за стол переговоров и, как мне казалось, обо всем договорились. У меня есть надежда, что мы решим этот вопрос до принудительного исполнения решения суда. Все предпосылки для этого есть. Мои коллеги ездили, общались с этими товарищами. Думаю, что этот вопрос решим. Каких-либо сомнений нет», – подчеркивал всегда губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
А в ответ – новый ультиматум. Буддисты выдвинули требование, чтобы в монастыре на горе постоянно находился кто-то от «Шедруб Линг». Однако по условиям соглашения с понедельника по четверг в монастыре никого быть не должно. В выходные буддисты могли приводить на гору туристов и паломников.
Почему решение о сносе принято именно сейчас?
Бесконечно так продолжаться не могло. «Надо искать решение или закрывать программу развития. Но ГОК – стратегический объект, дает работу десяткам тысяч людей. Мы не можем допустить остановки ГОКа», – подчеркивал депутат Государственной Думы Сергей Бидонько в свою бытность заместителем губернатора Свердловской области.
16 марта истек срок добровольного исполнения судебного решения. В связи с тем, что участок находится в аренде Качканарского ГОКа, принудительное исполнение решения о сносе незаконных построек судебным определением от 18 января 2021 года предписано предприятию.
Так как демонтажные работы представляют опасность, компания ЕВРАЗ приостановила посещение горы для туристов и членов общины вплоть до окончания работ.
Надежда на здравый смысл
После ЕВРАЗ готов продолжить в установленном порядке допуск к сооружениям конфессионального характера на горе Качканар членов буддийской общины и туристов. Как скоро возобновится привычная экскурсионная работа, теперь зависит от руководителей общины, которые, к слову, подали иск в Качканарский городской суд. В очередной раз показав, что в отличие от властей, завершать конфронтацию не намерены. Надеемся, что здравый смысл все-таки возобладает.
КОММЕНТАРИИ
«Культовое сооружение на горе Качканар стало известной точкой притяжения туристов. И, что очень важно, стартовавшие работы по демонтажу касаются только незаконно возведенных и небезопасных хозяйственных построек. При этом ЕВРАЗ готов создать для туристов необходимую бытовую инфраструктуру.
Должен напомнить, что, несмотря на наличие решения суда о том, что община должна покинуть самовольно занятый участок, уже на протяжении трех лет региональные и муниципальные власти, компания ЕВРАЗ старались выстроить с её представителями конструктивный диалог – было заключено соглашение, буддийской организации был предоставлен альтернативный участок в поселке Косья, выделялись благотворительные средства – свыше 25 миллионов рублей – на обустройство.
К сожалению, руководство общины на протяжении всего этого периода использовало любой предлог, чтобы поменять правила игры. Это показала и последняя встреча в марте, где общиной были выдвинуты новые требования. Поэтому наведение порядка на участке – то, что необходимо сделать по закону.
Да, временно вход туристов и представителей общины на гору ограничен – из-за работы техники, но он будет возобновлен, как только это станет безопасно», – сказал глава Качканара Андрей Ярославцев.****«Пока должен признать, что буддисты ведут себя не по-партнерски. Подписали соглашение, согласились с условиями, а сейчас выдвигают новые требования. Но я хочу напомнить, что каждый пункт в договоре был выверен. Люди получили деньги, дорога построена. Мы считаем, что общине созданы комфортные условия для переезда и существования.Для нас будет однозначным приоритетом развитие предприятия. ГОК – стратегический объект, дает работу десяткам тысяч людей. Мы не можем допустить остановки ГОКа», – подчеркивал Сергей Бидонько в свою бытность заместителем губернатора Свердловской области».ИЗ СОЦСЕТЕЙ
Александра Лаптева:
– Давайте рассуждать «бытовым» языком. Вот к вам на участок пришли люди какие-то, построили дом, стали жить, еще и людей стали водить. Как бы вы реагировали? Монастырю предложили альтернативные условия, сами отказались. И не стоит забывать, что все-таки месторождение является опасным производственным объектом, там априори посторонних не должно быть.