Где нужно быть в маске, надуманны ли опасения насчет средств защиты и закроют ли бизнес снова?
Почему врача приходится ждать так долго? Должны ли больных доставлять на КТ и обратно? И у кого сегодня берут обязательные тесты? На эти и другие важные вопросы на своей странице в социальной сети отвечает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
Эксперименты на больных
– Моя мама живет в Карпинске. У них все с симптомами ОРВИ ходят на работу, потому что врачи больницы им говорят не фантазировать, что у них ковид, пишут в заключении ОРВИ и не дают больничного. Говорят: идите и работайте. Кроме того, на дом врачи не приходят, говорят: приходите сами, врачей нет. Задаешь вопрос: «А если я кого-то заражу?» Отвечают: «И так все болеют, приходите!».
В итоге с невыносимой слабостью и отсутствием обоняния приходишь на прием, а на тебе ставят эксперименты, дают спирт понюхать, смотрят на реакцию: точно ничем не пахнет, правда ли обоняние пропало? Говорят, что тестов не хватает: пациентов с симптомами 300, а тестов только 50. Можно поехать в Краснотурьинск, сделать тест платно, но его стоимость – 3800 рублей. Конечно, при таком подходе мы еще долго не выйдем из эпидемии!
– Сейчас, когда происходит наложение коронавируса на подъем сезонных ОРВИ, нужно с особым вниманием следовать всем санитарным правилам. Алгоритм здесь такой. Если симптомы легкие: невысокая температура, озноб, насморк и так далее – нужно звонить в службу неотложной помощи при поликлинике и вызвать врача оттуда. Если же температура поднялась до 38,5 и выше, держится долгое время, до трех дней, тяжело дышать, началась одышка, кроме того, если человек пожилой или с хроническими болезнями, нужно звонить в скорую.
Нагрузка на все медицинские службы сейчас очень высока, и от звонка в поликлинику до прихода врача может пройти больше времени, чем обычно. Но руководствоваться нужно одним принципом: с симптомами ОРВИ не нужно идти ни в какое общественное место. Вызывайте врача и наберитесь, пожалуйста, терпения.
Что касается проведения тестирования, то обязательно анализы берут у круга людей, определенного Роспотребнадзором. В него входят самые близкие контакты с заболевшим: таких людей, если у них нет признаков ОРВИ, тестируют на 8–10 день. Анализы берут у людей с подтвержденной пневмонией, у людей в возрасте 65+, болеющих ОРВИ, у медиков из «красных зон».
Тестирование именно этих категорий позволяет не допустить широкого распространения инфекции и с повышенным вниманием отнестись к тем, кто в группе риска.
Так что же такое улица?
– Все-таки поясните Ваш указ: улица – это место общего пользования? Значит, на улице нужно всегда быть в маске? Если мы так будем делать, из-за нехватки кислорода в крови умрут многие гипертоники. Я уже семь месяцев беспрерывно и на работе, и в транспорте, и в магазине в маске хожу. И уже чувствую себя не очень хорошо.
– Все-таки в указе не идет речи о том, что маску нужно носить на улице повсеместно. Мы специально уточнили в новой редакции документа, что понимается под местами массового пребывания людей. Да, это могут быть площадки на открытом воздухе в населенных пунктах и за их пределами. Но это локации, где при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек. Проще говоря, это, например, уличная ярмарка. Поэтому о постоянном ношении маски мы все-таки с вами говорить не можем.
Вы совершенно правильно делаете, что используете ее все это время. Все же носить маску лучше, чем заболеть. И другие меры профилактики применять: по социальному дистанцированию, мытью рук. Весь мир не просто так делает ставку на это. Кроме того, мы обсуждали с медиками возможные побочные эффекты ношения масок, и они считают эти опасения надуманными.
После КТ – на общественном транспорте?
– Хотел бы спросить, а губернатор в курсе того, что больные, которых привозят на КТ в больницы организованно, на специальных автобусах, обратно едут домой своим ходом на общественном транспорте? На днях произошла такая история. Автобус ездил по адресам больных и собирал их. Отвезли на КТ в больницу. Половину больных привезли не туда, куда нужно, и без направления. Естественно, принимать их отказались, так еще и домой отказались везти. Люди добирались своим ходом, на автобусах, трамваях...
– По общему правилу довозить, конечно, должны как в КТ-центр, так и обратно. Люди, которые едут на эти исследования, даже если у них коронавируса или пневмонии нет, все равно какой-то респираторной инфекцией болеют. И мотаться по городу самостоятельно в такой ситуации тяжело, да и небезопасно. Пациенты после исследования, если им не требуется госпитализация, должны доставляться домой или в пункт временного размещения арендованным больницей транспортом. Разберем, везде ли соблюдается такая схема, на оперштабе.
Ограничить сейчас или закрыться полностью
– Откройте ночные заведения по QR-кодам! Людям работать надо, бизнес падает!
– Эпидситуация, к сожалению, становится все более напряженной. Мы ищем компромисс. В ночных заведениях люди контактируют гораздо активнее, ближе общаются. Что делают в клубах? Танцуют, разговаривают с минимальной дистанцией – просто потому что шумно. Поэтому страны, причем не только наша, с началом нового подъема заболеваемости пошли по пути ограничения работы заведений ночью. Альтернатива ведь очень простая: ограничить сейчас и сохранить контроль над заболеваемостью или упустить этот момент и в недалеком будущем вновь закрыться полностью.
Нужен ли ледовый городок?
– Началось активное обсуждение ледового городка на площади 1905 года в Екатеринбурге. Моя семья считает, что при данных обстоятельствах неуместно веселье, когда все мы, врачи, отдуваемся за проведенную модернизацию и оптимизацию здравоохранения. Введите губернаторскую надбавку или премию врачам, которые выполняют двойную или тройную нагрузку за тех, кто ушел работать с СОVID-19.
– Прежде всего, я хотел бы поблагодарить вас и всех ваших коллег за самоотверженный труд, который позволил спасти тысячи жизней. Надбавки мы как с весны платили, так и платим. Здесь никаких «но» быть не может.
Что касается городка, то, насколько мне известно, окончательного решения коллеги из администрации Екатеринбурга еще не приняли, и сейчас управление культуры прорабатывает различные варианты организации новогоднего праздника. Этот год для всех выдался крайне тяжелым, и, наверное, совсем отказываться от новогодних мероприятий, каких-то символов праздника тоже было бы неправильно. Но, повторюсь, вопрос находится в проработке.
Ни за деньги, ни бесплатно
– Выписывают в больнице триазавирин для борьбы с ковид. А его нет в аптеках, даже в интернете не заказать. Чем лечиться-то? По телевизору твердят, что чуть ли не бесплатно должны лекарства выдавать. А тут даже за деньги не купишь. Чем лечить эту заразу? Все, что выписывают врачи, не купить.
– На некоторые лекарства в аптеках действительно возник ажиотажный спрос. В том числе я знаю о случаях, когда начинают скупать противовирусные и другие лекарства не по рецепту врача, а на всякий случай, впрок.
Беспокойство свердловчан в период пандемии можно понять. Тем не менее я призываю всех аккуратно и разумно подходить как к покупке, так и приему медикаментов. Мы, со своей стороны, ежедневно следим за обстановкой в аптеках и если нужно – подключаемся к решению проблем с дефицитом лекарств. В частности по поводу триазавирина поговорю с производителем отдельно о том, что можно сделать.
«В авиационной сфере есть так называемая "модель швейцарского сыра", которая объясняет необходимость дублирования систем и блоков в самолете, чтобы предотвратить катастрофу. Так и здесь: каждая из профилактических мер имеет уязвимость, но вместе они серьезно снижают риск заражения», – так комментирует губернатор Евгений Куйвашев необходимость ношения масок в местах массового пребывания и установку защитных экранов в заведениях общепита и автомобилях служб такси / Фото Департамента информационной политики Свердловской области