Государственная Дума ФС РФ отклонила законопроект о запрете использования противогололедных реагентов на пешеходных зонах. Запрет должен был затронуть территории школ, больниц, дворов, тротуаров, остановок общественного транспорта.
Депутаты Госдумы, приняв во внимание позицию профильного комитета по экологии и охране окружающей среды, позицию Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также мнение экспертного сообщества на заседании 8 декабря 2020 г. приняли решение отклонить законопроект в первом чтении.
По мнению комитета по экологии и охране окружающей среды ГД и федеральных ведомств, на сегодняшний день в Российской Федерации требования экологического законодательства и рычаги контроля для исключения поставки опасных и некачественных противогололедных материалов достаточно строгие и эффективные. Комплексную проверку безопасности противогололедных материалов для человека и окружающей среды обеспечивает государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) федерального уровня. Использование противогололедных материалов без положительного заключения ГЭЭ на территории населенных пунктов категорически запрещено.
По мнению органов государственной власти ряда субъектов РФ и дорожных служб, запрет на применение реагентов на пешеходных зонах поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан из-за отсутствия возможности эффективной борьбы с гололедом.
Зимой наиболее опасная ситуация – это не снегопады, а обледенение. В неустойчивую погоду, при переходах через ноль градусов, происходит наибольшее количество травм пешеходов и наиболее сложные аварии на дороге, так как на поверхности образуется тонкая корка льда, порой не видимая глазу. Удалить такую наледь можно только с помощью противогололедных материалов, механический способ в данном случае бессилен.
Согласно исследованиям, наличие льда и снега на тротуарах увеличивает число травмированных пешеходов в 2-3 раза. В последние годы из-за ухудшения погодных условий (ледяные дожди, резкие перепады температуры, рост «переходов через ноль») травмы становятся более тяжелыми, чаще имеют место случаи инвалидности и летальный исход.
Использование реагентов на тротуарах снижает уровень «гололедного» травматизма в 2-3 раза, о чем говорит международная и российская статистика. Например, по официальным данным Министерства здравоохранения г. Москвы, после начала использования с 2011 года на пешеходных зонах и во дворах комбинированных реагентов, в столице России уровень травматизма зимой сократился более чем в 2 раза и является сейчас самым низким в стране.
Опыт Санкт-Петербурга по замене соли на тротуарах на фрикционные материалы последние несколько лет также подтвердил динамику отрицательного влияния песка и щебня на уровень гололедного травматизма. В период использования количество травмированных на скользких улицах Санкт-Петербурга выросло вдвое, что заставило город вернуться к реагентам.
Песок, предлагаемый в качестве «проверенной временем» альтернативы реагентам, не эффективен и опасен для здоровья человека. Песок не обладает плавящей способностью и не уменьшает скользкость. Не растворяется, поэтому все, что было рассыпано за зиму, остается на улицах города. Оставшиеся на дороге микрочастицы песка покрываются масляной и бензиновой пленкой, впитывают крайне токсичные загрязнения, поступающие от дорожного транспорта. Медицинские исследования показали, содержание мышьяка, свинца, никеля, кадмия и бензапирена в таком отходе по весне превышает предельно допустимые нормы в десятки раз, что делает песок с дорог крайне опасным веществом для человека.
Использование песка категорически запрещено во многих крупных городах мира.