Механизмы сопровождения молодежи в выборе профессии и самоопределении обсудили 6 июля в рамках заседания координационного совета по кадровому обеспечению экономики, которое состоялось на полях ИННОПРОМ-2022.
В Свердловской области задачи профориентационной деятельности решаются в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» и инициированной губернатором Евгением Куйвашевым программы «Уральская инженерная школа», в рамках которой созданы совместные площадки с такими предприятиями, как ПНТЗ, УГМК, ЕВРАЗ. «Уральская инженерная школа» реализуется и в детских садах — это система ранней профориентации и подготовки инженерных кадров, начиная с дошкольного возраста, когда навыки познания мира прививаются в игровой форме. Кроме того, в регионе открываются центры цифрового образования детей IT-куб, центры образования естественно-научной и технической направленности «Точка роста», детские технопарки «Кванториум» и другие учреждения.
«Свердловская область в этом году начинает реализацию проекта „Профессионалитет“ и мы являемся пилотной площадкой в этом направлении. Эта образовательная программа представляет собой практическую подготовку специалистов под запрос конкретного производства. Благодаря государственной поддержке и инвестициям предприятий учебные заведения превращаются в реальные производственные площадки, роботизированные участки с современными цифровыми лабораториями. Проект „Профессионалитет“ должен также стать одним из главных инструментов профориентационной работы», — рассказал участникам заседания по видеосвязи заместитель губернатора Павел Креков.
Интерес в системе образования, по словам участников дискуссии, вызывает и такой формат профориентационных мероприятий как профессиональные пробы и обучение школьников первой профессии.
«Сейчас эти формы реализуются в муниципальных школах в рамках уроков технологии, деятельности профильных классов, а также как дополнительное образование детей на инфраструктурных площадках, созданных в рамках региональных проектов. В данный момент мы рассматриваем возможности использования дополнительных механизмов, которые способствовали бы более массовому обучению школьников первой профессии на площадках мастерских, созданных в региональных колледжах и техникумах», — сообщил заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Евгений Бирюк.
По словам министра экономики и территориального развития Дениса Мамонтова, человеку, получившему профессию, необходимо всю жизнь совершенствовать свои навыки, быть гибким к трансформации своей специализации.
«Для воспитания специалиста необходимая налаженная связь: семья — школа — колледж — вуз — работодатель. Прежде всего профориентационные проекты направлены, конечно, на подрастающее поколение — в рамках проектов содействия занятости в обучении охвачено порядка 150 тысяч учащихся 6-11 классов. Но мы видим и гибкость старшего поколения в этом вопросе — около шести тысяч жителей региона предпенсионного и пенсионного возраста прошли обучение», — отметил Денис Мамонтов.