Уральцы проходят реабилитацию с помощью экзоскелета и разрабатывают системы для безопасности полетов
Как уникальные отечественные разработки помогают восстановить здоровье и какой важный совместный проект начали «Уральские авиалинии» и центр «Уралтест»?
Новые технологии восстановления здоровья из "Сколково" применили врачи Центральной городской клинической больницы № 3 Екатеринбурга. Благодаря уникальному реабилитационному устройству – экзоскелету – житель Нижнего Тагила Антон Казанцев, у которого нарушена двигательная функция, смог впервые за полгода сделать самостоятельные шаги.
Высокотехнологичное оборудование поступило в больницу благодаря выделенной министерством здравоохранения Свердловской области субсидии в размере 5 миллионов рублей по федеральной и региональной программам «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация». Занятия с помощью экзоскелета доступны уральцам в рамках национального проекта «Здравоохранение», одной из задач которого является увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи россиянам.
Нюансы реабилитации
«На реабилитацию я попал после операции. Здесь за несколько дней научился не просто сидеть, но и перекатываться с боку на бок – в моем случае это большое достижение. Для разработки двигательной активности уже были занятия на шагомере, механотерапия, массаж. Сегодня попробовал новинку – экзоскелет. С его помощью и при поддержке инструкторов я смог встать, самостоятельно удержаться на ногах и даже ходить», – рассказал Антон Казанцев.
По словам медиков, экзоскелет помогает разработать и вернуть утраченные двигательные функции нижних конечностей, увеличить силу мышц, расширить амплитуду движений у пациентов после травм и поражений периферической нервной системы.
Индивидуальная подстройка
Внешний каркас устройства фиксирует и поддерживает пациента с помощью специальных лонгет. Он совмещен с портативным компьютером, где инструктор выставляет индивидуальные параметры для каждого пациента.
«Экзоскелет весом 23 килограмма рассчитан на людей, рост которых может достигать двух метров, а вес – 110 килограммов. Все лонгеты-фиксаторы имеют свою шкалу. Настройка параметров и длительность занятий подбираются в зависимости от тяжести состояния пациента», – рассказал инструктор-методист реабилитационного отделения ЦГКБ № 3 Николай Подоляк.
В сотрудничестве со "Сколково"
Цикл занятий призван помочь человеку не только вставать и двигаться с помощью инструктора, но и перемещаться самостоятельно с помощью специальной трости, оснащенной датчиками, которые переключают те или иные программы без участия медика при движении по прямой или по лестнице.
Стоит отметить, что это второй опыт сотрудничества екатеринбургской ЦГКБ № 3 со "Сколково". В 2018 году больница была пилотной площадкой, где испытывали одну из предшествующих моделей экзоскелета. Специалисты "Сколково" записали пожелания уральских врачей и учли их при разработке усовершенствованной модификации устройства, которое спустя 5 лет предоставили медикам для тестирования.
Авиационное замещение
Авиакомпания «Уральские авиалинии» и центр стандартизации, метрологии и испытаний в Свердловской области «Уралтест» начали совместный проект по разработке импортозамещающего оборудования, которое будет использоваться для оценки технического состояния всех видов пассажирских и грузовых самолетов.
Первый созданный образец – стенд СРВГ-1 предназначен для измерений и контроля эксплуатационных характеристик вспомогательных гидроцилиндров шасси самолетов. Таких цилиндров у каждого самолета несколько штук. Все они должны разбираться для проверки состояния, и после восстановления их нужно собирать обратно.
Шасси рассчитаны на определенный срок службы и работы. По окончании этого срока их необходимо снимать с самолета и отправлять в фирму, которая занимается их проверкой, восстановлением или ремонтом. До недавнего времени этим занимались европейские предприятия. Для того чтобы самим выполнять проверку и восстановление компонентов шасси, служит новое оборудование, изготовленное в авиационном техническом центре авиакомпании.
Стоимость производства контрольно-измерительного стенда существенно ниже импортных аналогов при сопоставимом качестве. Индивидуальный подход и разработка полного пакета сопроводительной документации также являются конкурентными преимуществами, благодаря которым выбор был сделан в пользу ЦСМ Росстандарта в Свердловской области.