Какой пластик принимается в переработку и заплатят ли за сдачу макулатуры
Сколько макулатуры в ста килограммах? А сколько алюминиевых банок составляют 30 килограммов? Куда все это можно сдать и что с ними произойдет дальше?
Павел Прохоров
Об этом беседуем с Павлом Прохоровым, предпринимателем, создателем предприятия «УралЭкоПро», которое занимается сбором и сортировкой вторсырья.
– Павел, мне много раз попадалось ваше объявление о приеме макулатуры. Расскажите, пожалуйста, подробнее, вы принимаете любую бумагу или только определенные сорта?
– Бумагу мы принимаем разную, это могут быть старые книги, журналы, писчая бумага, картонная упаковка. Главное условие – бумага должна быть без пищевых, жировых и других загрязнений. Некоторые фирмы не берут глянцевые журналы, но мы их принимаем, есть перерабатывающее предприятие, которое занимается таким вторсырьем.
– А что с макулатурой происходит дальше?
– Бумага приходит к нам на базу, здесь мы ее вручную сортируем по сортам: газеты, картон, белую офисную бумагу, прочие виды, все разделяем, прессуем и в дальнейшем отправляем на различные предприятия
по переработке.
– Прием макулатуры – это сейчас платно?
– Да, но платите не вы, а вам (смеется).
Сто килограммов – это сколько?
– Любой человек может сдать вам вторсырье?
– Конечно. Мы сейчас работаем как с организациями, так и с населением. В последние годы люди все более ответственно относятся к экологии и утилизации мусора, и если первоначально мы работали практически только с организациями, то сейчас от населения мы получаем до четверти объемов вторсырья. Вы можете привезти нам макулатуру и пластик прямо на базу, а если накопите 100 кг, то мы заберем все сами. К сожалению, гонять автомобиль ради пары килограммов груза экономически нецелесообразно.
– Сто килограммов – это сколько?
– Если говорить о макулатуре, то мы предлагаем упаковывать ее в пачки или пакеты. В среднем пакет из магазина вмещает 5–7 кг бумаги и картона, то есть если человек нам приготовил 10 пакетов с макулатурой, могу предположить, что это порядка 70 кг.
С алюминиевыми и пластиковыми банками ситуация иная, их нужно накопить 30 кг, ну или добавить в любом количестве, хоть килограмм, к нужному объему макулатуры. Одна пустая алюминиевая банка весит 15 граммов, 30 килограммов это 2000 штук.
– А за какое время можно собрать столько макулатуры?
– Если вы будете отслеживать, сколько мусора производит ваша семья, то очень удивитесь. Когда мы начали давать рекламу, первая отдача с нее пошла только спустя полгода, но это все было просчитано. Потому что люди прочли наше объявление, начали сортировать мусор, накапливать бумагу, пластик, и уже через полгода пошли звонки, звонки, звонки – мол, приезжайте, забирайте. Получается, что за полгода средняя семья накапливает больше 100 килограммов макулатуры и другого вторсырья.
Мобильный пункт и цех сортировки
– Мобильный пункт приема вторсырья – что это?
Это специальный автомобиль. Мы сотрудничаем с администрациями нескольких городов, они дают объявление, и в назначенный день наш мобильный пункт встает около здания администрации.
Так мы ведем прием вторсырья у населения. Ведь есть категории людей, например пожилые, которые сами не могут к нам приехать. Да и не накопилось у человека ста килограммов, но он хочет сдать вторсырье, а не отправить на свалку.
– Я так понимаю, что «УралЭкоПро» работает не только с Нижней Турой и Лесным?
– Все верно, с этих городов мы начинали в 2008 году. Сейчас компания обслуживает территорию 11 городов и поселков: Лесной, Нижняя Тура, Качканар и Валериановск, Верхняя Тура, Красноуральск, Кушва, Баранчинский, Верхняя Салда, Нижняя Салда и Нижний Тагил. В Нижнем Тагиле мы работаем уже полтора года, сейчас это наиболее перспектив- ная для нас площадка.
– Это большие объемы!
– Мы могли бы обрабатывать вторсырья и больше, но очень не хватает людей. Сейчас здесь (в Лесном) в цехе на сортировке и прессовании работают 4–5 человек и на машинах два экипажа по два человека. Иногда и самому приходится и за грузчика, и за водителя поработать. Хочется увеличить штат хотя бы вдвое.
В Нижнем Тагиле работают 3 машины, планируем расширить парк до 7–10, и на базе людей, соответственно, больше, но все равно не хватает. Ну и, конечно, на этом мы не собираемся останавливаться.
Кстати, заметил интересный факт. Люди, которые у нас работают, в какой-то момент начинают приносить на работу вторсырье из дома и отправлять его на переработку. Видимо, проникаются общей идеей.
Об интересных находках и сборе пластика
Разговор с Павлом проходил на базе, где происходит сбор, сортировка и прессование бумажных и пластиковых отходов перед отправкой на дальнейшую переработку. Больше всего меня поразило, что здесь практически нет запаха мусора, который ожидаешь почувствовать в таком месте.
– Были за время работы какие- нибудь интересные находки?
– Да, как-то в Нижнем Тагиле на пункт сбора сдали несколько коробок с раритетными книгами. У моего заместителя, который там работает, не поднялась рука отправить их в переработку, сейчас они хранятся в его кабинете. А в другой раз со швейного производства к нам попали в одной из коробок новенькие детали.
Мы их обнаружили при сортировке и, естественно, вернули владельцам.
– Павел, насколько я знаю, в Нижней Туре предприятием «УралЭкоПро» организован сбор пластика, расскажите, как это устроено.
– Хочу уточнить, не всякого пластика. Мы утилизируем ПЭТ-бутылки от напитков, полиэтиленовые канистры от бытовой химии и автомасел и алюминиевые банки. В 2019 году по договоренности с администрацией Нижней Туры мы установили во дворах 20 сеток для сбора пластиковой тары. Сетки мы вывозим раз в полторы-две недели, в зависимости от сезона. На базе пластик также сортируем, прессуем и увозим на перерабатывающее предприятие.
Зачем сминать бутылки
– А какие есть сложности в таком сборе вторсырья?
– С самого начала все пошло не очень гладко: и портили эти сетки, и даже утащить пытались. Основная сложность, которая остается до сих пор, та, что люди скидывали сюда бытовой мусор, средства гигиены, подгузники, стекло. Хотя на каждой нашей сетке есть табличка с памяткой, что туда можно складывать.
Еще хочу отметить, мы пока не можем утилизировать тару из-под пищевых продуктов: тех же йогуртов, тортов, молока. Здесь другой вид пластика, и пока нет переработчика, который будет работать с этим видом вторсырья, значит, для нас такие предметы – это мусор.
Так же мы просим жителей бутылки сминать, чтоб они занимали в сетке меньше места. Пожалуйста, обращайте на это внимание. К счастью, есть такие дворы, где жители настолько ответственно подходят к вопросу сортировки, и все содержимое сетки уходит на переработку.
Сделать города чище
– Чего бы хотелось в будущем?
– Хочется, чтобы администрации городов больше обращали внимание на нашу работу. Мы ведь не только по мере возможностей сохраняем экологию–сколько вторсырья уходит на переработку, а не на свалку, но даже некоторым образом помогаем сэкономить бюджет. Было бы прекрасно, чтобы о нашей работе знали и наш труд был бы востребован. Будем надеяться, что люди больше будут задумываться о том, как сделать город чище, как уменьшить количество мусора, ведь огромная часть наших отходов – это не мусор, это вторсырье. А мы в этом поможем.