За год работы горячей линии по нарушениям во время мобилизации (8-800-101-9111), которая была запущена по поручению губернатора региона Евгения Куйвашева, операторы обработали 30126 обращений мобилизованных и их родственников, а также контрактников и добровольцев.
«Первый день работы горячей линии запомнился тем, что я, вернувшись из военкоматов, вошла в кабинет своих сотрудников, а весь пол был в бумагах. Разбирались в вопросах на ходу, постоянно искали адреса и телефоны ответственных, звонили, писали. Но растерянности не было, работу оперативно наладили. За прошедший год было много звонков, всем обратившимся на горячую линию мы оказали необходимую психологическую помощь. В 21 354 случаях предоставили юридическую консультацию. Почти семь тысяч семей мобилизованных получили волонтерскую помощь, а также консультацию о том, как оформить документы для получения региональных выплат. В 3 150 случаях была оказана помощь в оформлении банковских карт военнослужащих», — рассказала Уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова.
Она отметила, что после объявления частичной мобилизации основные обращения на горячую линию касались таких вопросов как отсутствие медкомиссий, проблемы с оформлением документов мобилизованных. В частности, из-за срочности мобилизации возникали ошибки во время оформления личных жетонов, банковских карт, прикрепления к воинской части. Много жалоб также было на плохие бытовые условия во время размещения в сборных пунктах.
Среди сотен проблем, которые удалось решить уполномоченному, много касается восстановления выплат. Например, в одном случае мобилизованный из Краснотурьинска не получал средства, потому что из-за ошибки не числился ни в одной военной части, а вместо него на службу был оформлен его полный тезка из Казани. Зачастую специалисты уполномоченного выясняли, что отсутствие средств связано с тем, что военнослужащие были зарегистрированы не в той части.
Также Татьяне Мерзляковой и коллегам удалось разобраться в конфликтной ситуации, когда военнослужащего заподозрили в дезертирстве, при этом он сам подтвердил родственникам, что находится в зоне проведения специальной военной операции. В результате в адрес должностных лиц войсковой части было вынесено представление в связи с нарушениями при учете личного состава.
По данным регионального омбудсмена, за последние месяцы характер обращений мобилизованных и их семей изменился. Основные обращения касаются получения отпусков мобилизованными, вопросов, связанных с выплатами по ранению, а также довольствия мобилизованным и контрактникам.
Телефон горячей линии по нарушениям во время мобилизации — 8-800-101-9111, операторы работают по будням с 10:00 до 19:00.