Об особенностях детской психики и важности постоянной заботы о безопасности малышей
Некоторые молодые и неопытные родители ошибочно полагают, что, когда малыш подрастает, он сам способен определить, что для него безопасно, а что нет. Как отмечают специалисты, это не совсем верно.
Маленькие дети не обладают достаточными навыками, чтобы справляться с неожиданными ситуациями или потенциальными опасностями, например, с открытыми окнами, поэтому за ними нужен постоянный присмотр.
Есть ли у детей чувство страха, может ли привести к трагедии гиперактивность ребенка и как объяснить, что подоконник – это не место для игр, рассказала заведующий филиалом «Детство» Свердловской областной клинической психиатрической больницы, детский врач-психиатр Светлана Хабарова.
Напоминать об опасности
– Способны ли дети сами осознать, что падение из окна может привести к гибели? К какому возрасту формируется эта логическая связь? И есть ли смысл разговаривать с малышами на эту тему?
– С детьми можно и нужно говорить о безопасности, в том числе о том, что падение из окна может привести к трагедии. Разумеется, для младенца не очевидны последствия падения, он может тянуться к окнам или балконам из любопытства, не осознавая рисков. Дошкольники начинают понимать связь между действием и его результатом, поэтому они могут усвоить, что падение с высоты приводит к боли или травмам, однако не всегда способны применить это знание к падению из окна дома, детского сада или другого пространства, где они привыкли чувствовать себя в безопасности. Такие малыши полагаются на взрослых, которые защитят и уберегут их.
Школьники младших классов осознают опасность, но не всегда помнят о ней и редко применяют свои знания на практике. Дети среднего школьного возраста обычно имеют более зрелое понимание последствий падения из окна, могут предвидеть опасность и принимать разумные меры предосторожности.
Важно отметить, что уровень понимания у детей варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей развития и личного опыта. Поэтому родители дома и воспитатели в детском саду должны постоянно напоминать об опасности окон и балконов и устанавливать правила, предотвращающие доступ к ним.
Адаптируйте к возрасту
– Если у ребенка нет личного опыта падения, помогут ли при разъяснении опасности доступные его пониманию сравнения?
– Да, использование сравнений и демонстраций может помочь детям понять опасность падения с высоты. Например, вы можете сказать: «Падение с велосипеда может вызвать боль в ноге. А если ты упадешь с балкона на втором этаже, боль будет намного сильнее, потому что ты упадешь с большей высоты». Или так: «Видишь, как кружка разбилась на мелкие кусочки? Если бы ты упал с такой высоты, твои кости могли бы сломаться, как эта кружка».
Всегда адаптируйте объяснения к возрасту и уровню понимания ребенка. Для маленьких детей используйте простые и понятные примеры. По мере взросления сына или дочки вы можете предоставлять им более подробную информацию и объяснения. Также важно подчеркнуть, что падение с любой высоты опасно.
Установите четкие границы
– Может ли привести к трагедии гиперактивность ребенка? И насколько важен режим дня для комфортного самочувствия малыша?
– Режим дня очень важен, поскольку он помогает регулировать поведение детей и их уровень активности. Регулярный сон и питание могут уменьшить импульсивность и гиперактивность, а установление четких границ и правил поможет контролировать поведение. Большую пользу приносит предоставление детям возможности выплеснуть энергию через физическую активность, спорт или игры на свежем воздухе – тогда они способны в целом оставаться более спокойными и сосредоточенными.
– Нужно ли запрещать детям приближаться к окнам?
– Нет, не нужно. Важно четко разграничить, что можно делать возле окна, а что нельзя, а также объяснить причины этих правил. А вот запрет взбираться на подоконник должен быть однозначным.
– Молодые родители подчас воспринимают ребенка как равного себе взрослого и оставляют одного в комнате. Насколько это безопасно?
– Да, такое нередко встречается. Молодые родители могут слишком верить в способности своего ребенка и полагать, что он достаточно взрослый, чтобы оставаться в безопасности без присмотра. Но важно помнить, что дети не являются маленькими взрослыми, и даже если они кажутся серьезными не по годам, все равно нуждаются в постоянном контроле.