Газета №: 91 от 12 декабря 2019 г.

Код доступа

Рейтинг:
( 1 Rating )
Денис Шерлаимов разговаривает с молодыми людьми на их языке – доходчиво о самых сложных веща
Денис Шерлаимов разговаривает с молодыми людьми на их языке – доходчиво о самых сложных веща
Фото: © Ольги Зыряновой

Почему в общении с подростками не должно быть запретных тем и как им привить иммунитет к пагубным зависимостям?

 На стенде – подборка фотографий: отчаянные лица, черные подглазья, худые, раскуроченные неумелыми инъекциями руки в сине-зеленых пятнах от уколов, во взглядах – безысходность… И на этом мрачном фотофоне – белозубая улыбка, заинтересованный взгляд, подтянутая спортивная фигура молодого врача, лектора. Островок жизни, дела, внимания.

Подростки нетерпеливо окружили его, словно любимого учителя. Буквально облепили: один даже держит его за локоть (так, наверное, вернее обратить на себя внимание). У каждого есть вопрос. Кто-то уже получил ответ, кто-то к нему пробивается. В воздухе – любовь. А еще – обожание, с которым доктор, что-то объясняя, время от времени оглядывает и словно впитывает в себя молодую бесшабашную стихию.

Он, этот лектор, знает код доступа к ним. Он свой. Это очевидно.

 Кто такой семейный доктор?

Денис Шерлаимов – наш, уральский, точнее – лесновский. Учился в 63-й школе, потом – в лицее (окончил его в 2004 году). Побеждал на всевозможных олимпиадах по биологии, любовь к которой привила ему педагог Наталья Александровна Гончарова. От знания биологии недалеко до медицины, поэтому легко поступил в первый питерский мед.

Затем была интернатура, затем ординатура по специальности «терапевт». По окончании девятилетнего обучения работал в одной из санкт-петербургских поликлиник. Собственно, работать начал еще в студентах. Приходилось и санитаром, и медбратом – узнал больничную жизнь и все нюансы выбранной профессии, что называется, изнутри.

Потом от больничной практики перешел к амбулаторной и переучился на семейного врача. Давно, кстати, мечтал об этом.

Что такое семейная терапия? Мы знаем, что это педиатрия, это мамы, папы, бабушки, дедушки, а также прабабушки и прадедушки – семья. Это инфекции и определение нетрудоспособности, психическое состояние семьи, создание микроклимата, способствующего выздоровлению заболевших, и направление к специалистам в острых случаях. Это чисто психологическая помощь, человеческое внимание и знание всех аспектов жизни и здоровья всей семьи. Известно, что семейная медицина охватывает 90 процентов проблем, с которыми пациент обращается в поликлинику. Но кроме возрастных недугов есть еще иммунитет, губительные пристрастия и их последствия…

 – Короче говоря, это обширно, ответственно и, наверное, безумно интересно? – спрашиваю я Дениса Евгеньевича.

– Несомненно, – улыбается он. – Очень хотелось бы, чтобы эта форма медицинского обслуживания вновь обрела себя, причем не только в мегаполисах. Она не нова, у нее есть прародитель, земский врач, и необходимость в ней – требование сегодняшнего дня. Убедился в этом всецело.

Две главные темы, две беды

– Но это об основном вашем деле. А как вы перешли к активной пропагандистской деятельности, да еще в таких темах, как наркотики, СПИД? Что вас подвигло на волонтерство?

– Темы и подвигли. Те самые, с докладами по которым я в последние годы охотно выступаю в молодежной среде, – профилактика ВИЧ-инфекции и наркомании. Для нынешних и, к сожалению, будущих поколений это две главные беды.

С блестящими лекциями Дениса мы уже познакомились. Он, приехав в отпуск в Лесной, проводил их в прошлом году для студентов техникума и для старшеклассников-лицеистов. Отзывы замечательные. Приехал он с ними и нынче. Побывал в техникуме, лицее, школах. Одна из постоянных площадок для встреч с молодежью родного города – «Бажовка».

 – Ваши главные фишки как лектора?

– Простой, доходчивый язык, доступность медицинской терминологии, попытки вовлечь аудиторию в разговор, заставить задуматься, задать себе вопросы, провести аналогии. Замечали, как проходят телевизионные шоу у доктора Малышевой? Медицинская проблема, как правило, красочно и доходчиво демонстрируется, вовлекаются в процесс зрители. Доказано, что такой метод действует эффективнее. Пациент, который считал какие-то проявления болезни мелочью, не принимал лекарств, участвуя в разборе, проникается серьезностью заболевания и его последствиями. Материал по обеим темам объемный, стараюсь подавать его разнообразно, без занудства (сам недавний студент, знаю, когда выключается внимание).

 – Чего опасаетесь больше всего, разговаривая с молодежью подросткового периода и чуть старше?

– Никогда не разговариваю с ними менторским тоном, языком и интонациями упрека. Я охотнее объясню, что презерватив нужен в любом случае сексуального контакта – и как предмет гигиены и защиты от половых инфекций, о которых партнер может даже и не подозревать, и как защитник от нежелательной беременности. Что девочкам ранний секс вреден, они в первую очередь ответственны за потомство. Что не бывает легких наркотиков и «бодрячков», все имеет последствия. А какие – показываю наглядно в слайдах, репродукциях, фотографиях, включаю записи с монологами людей, прошедших наркотический ад, предостережениями профессиональных медиков, просто дискуссиями в молодежной среде.

 Иммунитет от зависимости

– Молодежь часто сталкивается с ханжеством взрослых, когда речь заходит о половых отношениях, СПИДе. А как вы относитесь к неожиданным вопросам продвинутых школьников?

– Я считаю ханжеством закрывать глаза на проблему, на неудобные вопросы. Надо считаться с их пытливостью во всем, их желанием скорее стать взрослыми. Надо их просто уважать. Оттолкнете подростка, пристыдите – и вырастет стена недопонимания.

Родителям и педагогам труднее всего. Наши законы против раннего сексуального воспитания в школе, церковь тоже всегда была против любых разговоров о сексе, родителей обуревает страх предполагаемого непонимания и ложная скромность в отношениях с собственными детьми. Подросткам остаются друзья, улица, Интернет. А ведь в Германии, например, введя уроки полового воспитания в школах с пятого класса, предотвратили эпидемию СПИДа.

 – Ступени зависимого. Вы в который уже раз произносите это словосочетание.

– Да, говоря о наркомании, я выстраиваю лекцию по ступеням формирования зависимости. Начинаю с малого: безобидного, на первый взгляд, увлекающего и бодрящего, успокаивающего и веселящего, приятного, в общем, будь то алкоголь, или сигареты, или джин-тоник. Говорю о механизме получения удовольствия, о простоте (даже примитивности) этого механизма, о том, как такими мелочами завоевывается воля, а потом личность. Далее в лекции рассматриваются более сильные стимуляторы (все о них, как правило, знают). Опять – об их положительных эффектах: настроение, снижение веса, лечение боли. Подходим к вопросу: если все так хорошо, почему наркотики – это плохо?

И тут наступает время третьей ступени. Нельзя ни угрожать, ни повышать голос, ни давить на психику подростка. Важно на очень простых примерах из сегодняшнего бытия представить всю дальнейшую цепочку попавшего в зависимость человека. Жизнь и крах актеров – наркоманов или алкоголиков – при этом мало затрагивают сознание молодых слушателей, Нужен пример из их подъезда, класса, их города. Нужно убедительно показать чисто биологическую неотвратимость привыкания к средству, тяжесть процесса лечения, а порой и его бесполезность, когда подсознание уже в плену, а организм включил программу разрушения.

Наши дети – хоть и инфантильные в большинстве своем, опутанные гаджетами, как паутиной, и совершенно не инициативные, но очень умные. Они просто еще плохо защищены, подвержены всем влияниям, которых в сотни раз больше, чем у их ровесников предыдущих поколений. И не у всех, к сожалению, есть иммунитет семьи или здорового коллектива. Иммунитет выживания среди мощного потока информации рядом с уткнувшимися в планшеты ровесниками и думающими только о своих проблемах взрослыми. Вот этот иммунитет мне и хочется им привить.

 – Вы и в Санкт-Петербурге занимаетесь таким волонтерством?

– Да, когда есть время. И с удовольствием.

 – А результаты своей лекторской деятельности наблюдали?

– Пока разве только в том, что у меня появляются последователи. Это ребята, которые идут со своими знаниями о наркотиках в младшие классы школ. Рад, что они поняли это сами: с детских лет человек должен знать, что хорошо, а что – очень-очень плохо. Однажды случайно услышал отзыв о своей лекции (в разговоре двух парней 16–17-ти лет): «Лекция – жесть! Тащит!». Представляете, было приятно. А в Лесном я просто кайфую от того внимания, которым окружен. И с удовольствием буду читать здесь лекции, приезжая к родственникам или в отпуск.

КСТАТИ

Хочешь стать волонтером-медиком и помогать другим? Подавай заявку на сайте волонтерымедики.рф. Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», основанное в 2013 году активистами проекта «Волонтеры Склифа», сегодня является одной из крупнейших добровольческих организаций в сфере здравоохранения в Европе.

При поддержке регионального минздрава отделение ВОД открыто в Свердловской области. Всего в России их 84. Волонтеры-медики оказывают помощь персоналу медучреждений, сопровождают спортивные и массовые мероприятия, повышают уровень медицинской грамотности населения, содействуют развитию донорства крови и популяризации здорового образа жизни, ведут профориентационную работу среди школьников.

РСЯ 1140px

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями:
Поставьте оценку:
Рейтинг:
( 1 Rating )
Редакция газеты «Время» Логотип газеты «Время»
624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А
+7 34342 2-79-62
РСЯ 1140px

ГАУПСО «Редакция газеты «Время»

624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А

Интернет: Логотип газеты «Время»

Телефон: +7 34342 2-79-62

E-mail: agent@vremya-tura.ru

Режим работы:
Пн.-Чт. 08:15 - 17:30, Пт. 08:15 - 16:15

RUB

Материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться

Главный редактор: +73434227666, redactor@vremya-tura.ru
WhatsApp +79533870146
Telegram: +79533870146

Корреспонденты: +73434227987, reporter@vremya-tura.ru

Отдел рекламы: +73434227962, reklama@vremya-tura.ru

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.