9-летний мальчик с острой сердечной недостаточностью поступил в Областную больницу №1 прошлым летом. Ребенок перенес инфекцию, после которой появились критические осложнения в работе сердца.
– У него была уже терминальная сердечная недостаточность, – рассказывает заведующий отделением детской кардиохирургии СОКБ №1 Константин Казанцев. – В этот же день, когда он к нам поступил, мы провели экстренную операцию – заменили клапан сердца на механический протез, и перевели на несколько суток на экстракорпоральную мембранную оксигенацию (ЭКМО - метод насыщения крови кислородом). В итоге, мы добились стабилизации функции левого желудочка и начался процесс реабилитации. Первый месяц все было хорошо, мы отметили положительную динамику, но затем сердечная недостаточность стала вновь прогрессировать, кровь, практически, не перекачивалась, и перспективы, что мальчик выживет, уже не было.
По словам врача отделения детской кардиохирургии СОКБ №1 Дарьи Гончаровой, врачи начали искать решение. До лета 2020 года ребенок был абсолютно здоров, и медики не могли смириться с тем, что все варианты уже использованы. Родители ребенка полностью доверились врачам, и по сути, все стали одной командой, цель которой была одна – максимально помочь мальчику.
– В подобных случаях есть два варианта решения – пересадка сердца или установка системы, которая могла бы заменить функцию левого желудочка. – продолжает Константин Казанцев. – После многих обсуждений с российскими и зарубежными коллегами, мы пришли к выводу, что нужно имплантировать устройство – это самое оптимальное решение. Мы начали искать эту систему и специалистов, которые помогли бы выполнить операция.
Заведующий отделением анестезиологии и реанимации для детей СОКБ №1 Алексей Свалов говорит, что еще до декабря 2020 года о полноценном использовании такой системы для детей не было и речи. Взрослым подобные устройства в России уже имплантировали, а маленьким пациентам – нет. Надежда появилась после того, как в США завершились испытания, и механизм хорошо себя зарекомендовал.
В итоге, система HeartMate III стоимостью 10 миллионов рублей была закуплена больницей конкретно для данной операции и началась подготовка ребенка к имплантации.
Операция, которая прошла в апреле, длилась 4,5 часа, в ней были задействованы 30 специалистов самых разных профилей – от хирургов и медсестер до инженеров, обслуживающих систему. Чешские хирурги, которые специально прилетели в Екатеринбург для помощи уральским коллегам отметили, что такой слаженной работы врачей не видели давно – все четко, понятно, каждый понимал, что должен делать.
– По сути, мы имплантировали мальчику двигатель, у которого также есть насос с внутренним, вращающимся диском, создающим поток жидкости. Благодаря этому кровь попадает в насос и нагнетается в артерию, и сердце работает. Мальчик этот механизм не чувствует, по своей физиологии человек не ощущает внутренние органы. Устройство рассчитано на то, что ребенок будет расти, поэтому заменять его не нужно. Бывают случаи, когда сердечная недостаточность вылечивается, и тогда механизм можно удалить, – объясняет Константин Казанцев.
Врачи добавляют, что сегодня ребенок уже проходит реабилитацию и чувствует себя значительно лучше. Если полгода назад это был бледный, худой мальчик с колоссальной одышкой, то сейчас он уже набирает вес, ходит на прогулки и радуется жизни. По словам Константина Казанцева, для врачей это самое главное достижение – видеть, что проделанная огромная работа помогла пациенту вернуться к обычной жизни.
Источник: Уральский рабочий