Какие навыки не стоит рано прививать детям
Нужно ли полугодовалого ребенка высаживать на горшок? Должен ли ребенок в год уметь читать, а в два года знать английский? С какими полезными навыками не следует торопиться?
Рассказывает Антонина Близнюк, методист TutorOnline, специалист по работе с родителями учеников дошкольного возраста и начальной школы.
Высаживание на горшок
Только успели выписаться из роддома, а бабушка уже послала в магазин покупать горшок? Потому что «все дети раньше в полгода свои дела справляли самостоятельно». Бабушка, конечно, человек опытный. Но в ее время еще не было подгузников – величайшего открытия человечества.
Сколько мам и пап по-настоящему мучаются, пытаясь рано приучить кроху к «трону», думая при этом, что с ними что-то не так, раз ребенок снова надевает горшок на голову, а не использует по назначению.
Как советует детский доктор Евгений Комаровский, приучать к горшку стоит тогда, когда ребенок будет готов к этому физиологически, то есть к 1,5–2 годам. Раньше этим заниматься нет смысла, если хотите сохранить нервы и себе, и ребенку.
Выстраивание режима сна
О том, чтобы малыш хорошо спал, мечтают все родители. И в течение первого года жизни мы столько сил тратим на то, чтобы приучить кроху к какому-то режиму. И вот, когда кажется, что все вроде наладилось, – снова бессонная ночь.
На самом деле у годовалого ребенка так часто скачет режим, что проще подстроиться самому, чем пытаться изменить природу. Молодой маме вообще приходится несладко, особенно если ребенок на грудном вскармливании и она часто встает ночью.
Безусловно, нужно ознакомиться с нормами сна и бодрствования грудничков, но помните, что все значения усредненные. Со временем все эти турбулентности со сном пройдут. А пока главный совет – будьте гибкими и старайтесь сами вздремнуть тогда, когда ребенок спит. А немытая посуда и полы подождут.
Обучение чтению и цифрам
«Соседская Леночка уже в четыре года читает книжки, а нашему сыну скоро в школу, а он до сих пор не знает алфавит!» – часто слышишь от родителей. Однако так ли полезно рано уметь читать и писать?
Современные ученые и врачи сходятся во мнении, что раннее обучение буквам и цифрам может негативно сказаться на развитии ребенка. Дело в том, что в возрасте до 6 лет в головном мозге формируются зоны правого полушария, которые отвечают за творческое и эмоциональное развитие. И если нагружать ребенка несвоевременными задачами, то он может упустить какие-то социальные навыки. Плюс ко всему, это еще грозит естественному развитию речи.
Нейропсихологи утверждают, что в 2–3 года ребенок еще не готов воспринимать знаковую систему (за знаки отвечает левое полушарие). Конечно, можно научить малыша читать и писать, но он упустит что-то другое, например будет бояться общаться с людьми, страдать нервными расстройствами.
Хотя если ребенок сам проявляет интерес к книгам, правильно нажимает на кнопки с цифрами в лифте – ничего страшного в этом нет. Главное – все должно быть в меру.
Обучение письму
Учить дошкольника письму, если родители еще и не педагоги, тоже может быть вредно. Казалось бы, чем тут можно навредить? Ребенок ведь все равно рисует, калякает что-то в тетрадке. Пусть сразу пробует выводить буквы.
Дело в том, что до 6–7 лет кисть ребенка до конца не сформирована, и ему тяжело выдерживать серьезную нагрузку. Конечно, готовить руку к письму стоит – показывайте отдельные элементы, линии, крючки, кружочки. Но не требуйте от малыша слишком многого. Ему и так тяжело придется в школе.
Обучение английскому
Родители хотят, чтобы дети активно осваивали иностранные языки, и с 2–3 лет записывают их на языковые курсы, развивающие занятия. Однако, как и в случае с буквами, тут тоже важно знать меру. Безусловно, знание языков пойдет только на пользу, но стоит ли отдавать на курсы малыша, когда он еще плохо произносит слова русской речи?
– Ученые признали, что интеллектуальные способности у детей-билингвов значительно выше. Поэтому хорошо, когда мама и папа с рождения говорят с дочкой или сыном сразу на двух и более языках. Главное – не перегружать кроху знаниями, знакомство с новыми словами должно проходить ненавязчиво, в игровой форме. Оптимальным для начала обучения иностранному языку считается возраст от четырех до пяти лет, когда ребенок овладеет разговорной речью на родном языке, — говорит член Международной ассоциации исследователей детской речи Наталья Старжинская.
Не нужно торопить процесс развития. Всему свое время. Залог ментального здоровья – своевременное освоение всех навыков.