В феврале 2020 года двое учащихся МАОУ «СОШ № 178» Екатеринбурга подрались на уроке физкультуры, который проходил на улице. Один ударил другого головой в лицо. В результате один из подростков получил закрытый перелом костей носа со смещением. После полученной травмы пострадавший ребенок находился на лечении, перенес операцию и восстановительное лечение.
Мама мальчика Светлана С., действуя в интересах несовершеннолетнего сына, подала иск в Орджоникидзевский районный суд Екатеринбурга. Она просила взыскать с родителей обидчика ее сына и МАОУ «СОШ № 178» компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья. В исковом заявлении женщина отметила, что у подростка после случившегося пропало желание ходить в школу и контактировать с одноклассниками.
Решением Орджоникидзевского районного суда Екатеринбурга исковые требования к МАОУ «СОШ № 178» были удовлетворены частично. С образовательного учреждения взыскана компенсация морального вреда в размере 50 тысяч рублей, а также расходы на оплату юридических услуг – 3 тысячи рублей и 300 рублей госпошлины.
С таким решением не согласился ответчик. Представитель учебного заведения принес апелляционную жалобу в Свердловский областной суд, в которой просил снизить взысканный размер компенсации морального вреда до 10 тысяч рублей, считая, что пострадавший ребенок сам проявил грубую неосторожность и потому был травмирован.
Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он находился под надзором образовательной, медицинской организации или иной, обязанной осуществлять за ним надзор, эта организация несет ответственность за причиненный вред. Указанная правовая норма, прописанная в Гражданском кодексе РФ, устанавливает презумпцию виновности образовательного или иного учреждения. С данным выводом суда первой инстанции полностью согласилась гражданская коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда. Также суд апелляционной инстанции согласился, что в действиях потерпевшего не могло быть грубой неосторожности, так как на момент инцидента ни он, ни его одноклассник не достигли 14-летнего возраста, то есть не могли правильно оценивать сложившуюся ситуацию.
Свердловский областной суд посчитал, что размер взысканной компенсации – 50 тысяч рублей – является разумным и справедливым, не подлежащим снижению и оставил решение Орджоникидзевского районного суда Екатеринбурга без изменений. Оно вступило в законную силу.