Ольга С. в июне 2019 года окончила медицинский колледж по специальности «Лечебное дело» и получила квалификацию «фельдшер». В августе того же года она устроилась в ГБУЗ СО «Верхнесалдинская центральная больница» на должность фельдшера скорой помощи в подразделение «Отделение скорой помощи». Ольга подала заявление в Министерство здравоохранения Свердловской области, в котором просила предоставить ей единовременную компенсационную выплату в размере 500 тысяч рублей, а также 35 тысяч рублей – выплату единовременного пособия на обзаведение хозяйством. Однако в декабре того же года из Министерства пришел ответ, что для заключения договора ей необходимо пройти профессиональную переподготовку по направлению «скорая неотложная помощь». В феврале 2020 года медик прошла переподготовку, получила диплом по специальности «Скорая и неотложная помощь» и вновь обратилась к чиновникам за выплатой. Но снова получила отказ. В этот раз ей пояснили, что срок подачи заявления у нее истек.
Ольга С. сочла действия сотрудников Министерства незаконными и подала иск в Ленинский районный суд Екатеринбурга, в котором просила признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Свердловской области в выплате ей единовременного пособия на обзаведение хозяйством. Также Ольга просила признать незаконным отказ ответчика в выплате единовременного пособия по программе «Земский доктор». Истец просила обязать ответчика заключить с ней необходимые договоры на выплаты, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда – 5 тысяч рублей и 15 тысяч рублей – оплату услуг представителя.
Решением Ленинского районного суда Екатеринбурга исковые требования были удовлетворены частично. Судом признан незаконным отказ ответчика в выплатах. За истцом признано право на получение указанных компенсаций. На Министерство здравоохранения Свердловской области возложена обязанность заключить договоры о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и единовременного пособия на обзаведение хозяйством в размере 500 тысяч и 35 тысяч рублей. Так же судом с ответчика взыскано в пользу истца возмещение судебных расходов в размере 10 тысяч рублей.
В апелляционной жалобе, принесенной в Свердловский областной суд, Министерство здравоохранения Свердловской области просило отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представитель министерства ссылался на то, что до получения дополнительного профессионального образования истец вообще не имела права осуществлять медицинскую деятельность в отделении скорой медицинской помощи. В связи с допущенными работодателем при заключении трудового договора нарушениями, медицинский работник не может быть признан соответствующим требованиям, предъявляемым для осуществления спорных выплат.
Суд первой инстанции отметил, что отсутствие у истца на момент обращения с заявлением документа, подтверждающего квалификацию, необходимую для занятия должности фельдшера скорой медицинской помощи, не может являться основанием для лишения ее предусмотренных законом выплат. Учитывая, что Ольга С. была трудоустроена на должность, включенную в соответствующий перечень вакантных должностей, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, фактически осуществляла трудовые функции по этой должности, впоследствии по направлению работодателя прошла курс переподготовки, получила необходимую соответствующую квалификацию, она имеет право на указанные выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда согласилась с данными доводами и оставила решение Ленинского районного суда Екатеринбурга без изменения.