Продовольственная инфляция в стране остается на уровне 8%.
Наиболее заметно растут цены на чаще всего потребляемые продукты (морковь, капусту, подсолнечное масло, курятину, крупу, молоко).
Так, за год морковь подорожала более чем в два раза, картофель — в полтора раза, масло подсолнечное — в 1,3 раза, курятина — в 1,2 раза. Лидером в этом списке стала свекла — по сравнению с прошлым годом она подорожала в 2,8 раза.
Доцент кафедры организационно-управленческих инноваций Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Марина Анохина отмечает, что рост цен на продовольствие — мировой тренд. По данным FAO (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) с мая 2020 года стоимость продовольственной корзины увеличилась на 34%. Животноводческая продукция дорожает по причине высокой доли импортных ингредиентов в кормопроизводстве, ветеринарии, пищевой промышленности. Изменения на валютно-финансовом рынке могут привести к росту себестоимости производства, а в конечном итоге возрастут и цены как минимум на 5–7%.
Как считает эксперт, высокий урожай зерна в стране (по прогнозу аналитического центра «ПроЗерно», ожидается 123 млн тонн — третий результат после урожая 2017 и 2020 годов) не позволит сдержать рост цен на хлеб. Удорожание основного вида продовольствия в стране становится неизбежным, если учесть неустойчивость зернового рынка, рост цен на сахар, те же импортные ингредиенты.
Еще один фактор повышения цен практически на все виды продовольствия — это рост затрат на логистику, который прогнозируется на уровне 10–30%. Таким образом, сезонное снижение цен на овощи может быть «съедено» перевозчиками аграрной продукции.
Дефицит сезонной рабочей силы из-за закрытия границ и сложной эпидемиологической ситуации также повышает себестоимость производства сельскохозяйственной продукции.
Оптимистичным на этом фоне выглядит рынок подсолнечного масла. Ожидаемый рекордный урожай подсолнечника в 2021 году обеспечат превышение предложения над спросом, и цены, естественно, будут снижаться, считает Марина Анохина.
В тему:
В России одна треть расходов домохозяйств в структуре потребления идет на продукты питания. Для сравнения: в США этот показатель составляет 6,4%, в Канаде — 9,1%, в Германии — 10,7%.
Источник: Уральский рабочий