Профилактика инсультов и спасение жизней людей, у которых случаются мозговые катастрофы, – одна из ключевых задач сферы здравоохранения в Свердловской области. Правда ли, что инсульт «молодеет», какую роль в спасении пациентов приобретает телемедицина и нужно ли вакцинироваться от COVID-19 перенесшим инсульт людям – в интервью с главным внештатным специалистом-неврологом министерства здравоохранения Свердловской области Андреем Алашеевым.
Андрей Марисович, прежде всего, как распознать инсульт?
– Основные признаки – внезапное нарушение функций руки или ноги, речи, ассиметрия лица, невозможность улыбнуться. Причём эти симптомы могут быть не ярко выражены, либо вообще может проявиться лишь один из них. Редкий для инсульта симптом – боль. Поэтому зачастую такие состояния людей не настораживают, что становится одной из причин позднего обращения за медицинской помощью.
Но дело в том, что инсульт не проходит сам, это прогрессирующее заболевание. Без лечения состояние человека будет только ухудшаться. Хотя иногда после слабовыраженного инсульта у человека может возникнуть ложное ощущение, будто всё прошло. Но прошёл лишь эпизод. А причины, лежащие в основе мозговой катастрофы, никуда не делись. Через несколько дней симптомы могут проявиться с новой силой, и проблема станет уже более серьезной.
Бытует мнение, что инсульт случается уже в преклонном возрасте. Но, говорят, в последнее время он «молодеет». Правда ли это? И если да, то с чем это связано?
– Конечно, с возрастом у человека накапливаются факторы риска, которые в конечном счёте могут привести к инсульту. Потому в группе риска по этому заболеванию – люди старше 50 лет.
Какие это факторы риска? Курение, нездоровое питание и связанная с этим избыточная масса тела, чрезмерное употребление алкоголя, низкая физическая активность. Кроме того, с возрастом увеличивается вероятность приобретения хронических заболеваний, которые могут спровоцировать инсульт. Речь идёт о гипертонии, нарушении ритма сердца, сахарном диабете, атеросклерозе. Имеет значение и наследственная предрасположенность: если у кого-то из ближайшего круга родственников был инсульт, риск его возникновения у человека повышается на 30%. Стоит учитывать и психологические факторы – стресс или депрессию.
Но сегодня мы действительно видим, что инсульт «молодеет». В последнее десятилетие он всё чаще случается у пациентов младше 45 лет. При этом причины развития заболевания у этих пациентов те же, что и у пожилых. Практика показывает, что инсульты связаны в первую очередь именно с неправильным образом жизни и с тем, что люди должным образом не следят за своим здоровьем.
Более молодые пациенты переносят инсульт легче?
– У них просто больше резервов для того, чтобы восстановиться. А по тяжести заболевания, как и у пожилых пациентов, случаи бывают разные.
Правильно понимаю, что риск инсульта есть у каждого?
– Теоретически – да. Только у людей, накопивших проблемы со здоровьем, он гораздо выше.
Хотя порой инсульты происходят и у, казалось бы, совершенно здоровых людей. По мировой статистике, у 25% пациентов не находят причин инсульта даже после углублённого обследования. Это так называемые криптогенные инсульты, для профилактики которых мы используем общепринятые подходы. Со временем, возможно, причину этих инсультов удастся выявить.
Какие меры профилактики помогут избежать инсульта?
– Прежде всего, приверженность здоровому образу жизни. Я бы настоятельно порекомендовал также регулярно проходить диспансерное наблюдение, чтобы своевременно выявить те или иные заболевания, которые повышают риск инсульта.
А тем, кто уже перенёс инсульт, нужно принимать все рекомендованные препараты. С прошлого года, кстати, действует федеральная программа льготного обеспечения лекарствами всех, кто перенёс инсульт. До этого льгота полагалась только инвалидам. Но, к счастью, у нас гораздо больше тех, кто не стал инвалидом после инсульта. И благодаря новой программе, вне зависимости от того, есть ли инвалидность или нет, все пациенты могут бесплатно получать необходимые препараты. Пока программа рассчитана только на первый год после инсульта, но это уже большой шаг вперед и подспорье для наших граждан.
Что делать, если оказался рядом с человеком, у которого произошёл инсульт?
– Незамедлительно вызвать скорую помощь. Если диспетчер «скорой» слышит, что у человека, которому стало плохо, например, ослабла рука или нарушена речь, это даёт ему основание начать более подробно расспрашивать звонящего, скажем так, «в сторону» инсульта. И в таких случаях действуют особые требования к оказанию помощи. Например, время доезда бригады, как и при других экстренных состояниях пациента, не должно превышать 20 минут с момента вызова. В таких случаях до постановки диагноза «инсульт», благодаря современным методам диагностики, проходит не более 40 минут.
Больше ничего особенного делать тем, кто находится рядом с человеком, которому стало плохо, не нужно. Можно только поудобнее уложить человека (если есть рвота, то набок). Ни в коем случае не следует самостоятельно транспортировать больного в больницу – из-за этого может быть упущено время для доставки пациента в специализированное отделение.
Можно ли остановить мозговую катастрофу? Или это необратимый процесс?
– Как только нарушается кровообращение мозга, его клетки начинают погибать. Доказано, что чем дольше сосуд перекрыт тромбом, тем больше клеток погибает. Поэтому, чем раньше будет оказана помощь и восстановлено кровообращение, тем больше вероятность, что функция мозга восстановится.
Современная медицина позволяет человеку полностью восстановиться после перенесённого инсульта. Но лишь при условии, что помощь будет оказана в течение 4,5 часов (если будет успешно проведен тромболизис – растворение тромба с помощью специального препарата) или 6 часов (если потребуется проведение тромбэкстракции – эндоваскулярного вмешательства, заключающегося в извлечении тромба под рентген-контролем). Словом, чем раньше пациенту начнут оказывать медицинскую помощь, тем лучше.
Может ли инсульт повториться? Как часто это может происходить?
– Четверть всех инсультов – повторные. И по нашей статистике у 5% пациентов, перенёсших инсульт, повторный происходит в течение первого года. Единственный способ избежать повторения инсульта – вторичная профилактика. То есть всё то же самое, что мы советуем для профилактики инсультов в целом, плюс приём всех рекомендованных препаратов.
На базе областной клинической больницы №1 уже больше 12 лет работает региональный сосудистый центр. Как он помогает сохранять здоровье и спасать жизни свердловчан?
– Ключевая задача центра – оказание консультативно-диагностической помощи первичным сосудистым отделениям, где лечат больных с инсультом. На данный момент в нашем регионе 25 таких отделений. Мы консультируем их врачей в наиболее сложных случаях. Часто мы забираем этих пациентов на себя, ведь в региональном центре доступны такие виды диагностики и лечения, которых нет в районных больницах. Кроме того, у регионального центра есть нейрохирургическая площадка на базе екатеринбургской 40-й больницы, куда преимущественно направляются пациенты из первичных сосудистых отделений областного центра.
Одно из наших достижений – создание современной телемедицинской сети, охватывающей все первичные сосудистые центры. Все доктора, которые занимаются лечением больных с инсультами в Екатеринбурге и Свердловской области, могут обратиться за консультациями через единую диспетчерскую регионального сосудистого центра и телеконсультативный центр свердловской областной больницы №1.
К слову, новые первичные отделения, которые мы планируем открывать в регионе, также будут работать в формате телемедицинских. Это позволит специалистам ОКБ №1 проводить консультации, скажем, в ситуациях, когда пациенты поступают в ночное время в больницы, где нет дежурных неврологов.
Какова ситуация по инсультам в Свердловской области на данный момент? Она как-то изменилась в условиях пандемии?
– В целом обращаться по поводу инсультов жители Свердловской области стали меньше. Примерно на 10%. Но, к сожалению, во время пандемии люди переносят инсульты более тяжело. Ведь коронавирус вызывает тромбозы. Поэтому нам часто встречаются инсульты именно в качестве первого проявления коронавирусной инфекции.
По каждой из этих проблем – мозговой катастрофе и новой коронавирусной инфекции – у человека могут возникнуть осложнения. Ведь повышение температуры, недостаток кислорода и инфекция в целом – всё это плохо влияет на мозг.
А можно ли делать прививку против коронавирусной инфекции человеку, который перенёс инсульт?
– Да, можно. Вакцинация людей, перенёсших инсульт, проходит по общеустановленным правилам. Единственное ограничение – так называемый острый период. Но после него – примерно через месяц – таким пациентам тоже рекомендуется вакцинироваться. В нынешней ситуации польза от вакцинации существенно превышает все возможные риски.
Как проходит реабилитация пациентов, перенесших инсульт в сочетании с новой коронавирусной инфекцией?
– Начальный этап реабилитации осуществляет мультидисциплинарная бригада, которая состоит из инструкторов ЛФК, логопеда, который занимается коррекцией дисфагии (расстройства акта глотания) и речевых нарушений, нейропсихолога и физиотерапевтов. Координируют всю эту работу врачи-неврологи. По сути, это стандартный набор специалистов, как и в реабилитационном центре. Инструкторы ЛФК в том числе занимаются с пациентами, используя специальные тренажеры. Для пациентов со слабостью в конечностях у нас есть стенд для развития мелкой моторики. Для улучшения функции ходьбы – специальная лесенка, а в зале ЛФК – ручной и ножной велосипеды.
Реабилитация каждого пациента выстраивается индивидуально в зависимости от сопутствующих заболеваний. Ведь наша основная задача заключается всё-таки в том, чтобы установить генез инсульта и скорректировать сопутствующие заболевания. И когда эти задачи выполнены и пациент стабилен, мы стараемся как можно раньше направить его на следующий этап реабилитации – в реабилитационный центр на базе клинического института мозга в Берёзовском, который берёт их под патронаж, и далее – в отделения медицинской реабилитации Екатеринбурга и Свердловской области.