О деревне Косая Речка, нетронутом Шайтане и старых улицах старого города
Мало кто помнит, что на территории нынешней Нижней Туры когда-то была деревня Косая Речка и что исчезла она из-за расширения золоотвала электростанции. Рассказываем историю этой деревни по воспоминаниям Федора Телепаева и Алевтины Гавриловой.
Деревня Косая Речка
Федор Петрович Телепаев, коренной нижнетуринец:
– На том месте, где золоотвал Нижнетуринской ГРЭС, находилась деревня, в которой было всего две улицы: Косая Речка и Полевая. Я родился в этой деревне.
Она располагалась в красивом месте. Вокруг стеной стоял лес. Косая речка впадала в реку Туру и действительно была хороша: мы в ней ловили рыбу, купались.
Деревня была многолюдная – порядка 400–500 человек. В семьях в основном было по 11–13 детей. Так, у Фуфаровых, Резяповых было по одиннадцать детей.
Зимой деревенские мальчишки, на зависть городским, «летали» на лыжах с ее крутых берегов. Берега местами были настолько крутые, что не каждый лыжник мог их преодолеть.
Мы дружили со сверстниками из поселка ГРЭС, играли с ними в хоккей, футбол, «чижика», лапту. Всегда находили себе интересное занятие, поэтому проблемы досуга не существовало. Было весело!
Школа на Первомайской
– В седьмую школу мы ходили по тропинке (она пролегала там, где сейчас дом Малышева, 23), потому что трактор расчищал проезд только со стороны ГРЭС. И вереница школьников была настолько длинная, что растягивалась от деревни до переезда.
Школа тогда стояла на улице Первомайской. На этой же улице по дороге к школе был большой стадион, огороженный, с трибунами, а за ним детский сад, который впоследствии переехал на новое место и стал «Чайкой».
Решено ликвидировать
– Электростанция постоянно подтапливала Косую Речку, а потом и вовсе было принято решение ликвидировать деревню – для золоотвала требовались все большие площади.
Косореченцам предлагали переехать в дом на Скорынина, 4. Часть жителей согласилась, а те, кто не хотели переезжать в благоустроенные квартиры, в их числе были и мои родители, купили дома в Александровке. Родительский дом у нас до сих пор «живой». Мы его отремонтировали и сейчас живем в нем постоянно.
Но даже в опустевшей деревне, несмотря на «наступление» зольника, долго жил один старый человек. Оставался верен родине…
Изба-школа
Из воспоминаний Алевтины Гавриловой, ветерана педагогического труда и почетного гражданина Нижней Туры, опубликованных в нашей газете в 2009 году, мы узнаем, что в свое время в деревне Косая Речка работала однокомплектная школа.
«Размещалась она в небольшой деревянной избе. В одной комнате был класс, где стояли несколько парт, стол и деревянная вращающаяся доска на двух ножках. В другой комнате жила хозяйка дома, исполнявшая обязанности сторожа и уборщицы.
Дети, окончившие начальную школу, продолжали учебу в Нижнетуринской средней школе, здание которой до сих пор стоит на берегу пруда. Ежедневно туда и обратно деревенские ребята, ученики 5–10-х классов, ходили пешком через пруд».
Дорога вдоль пруда
«Хозяйка избы-школы была знакомой моей тети, знала ягодные места в горах, у подножья которых располагалась Косая Речка. Однажды мы с тетей Нюрой и ее дочерью пошли по ягоды. Нам, девчонкам, тогда было лет 10–11.
Возвращались с полными лукошками ягод. Дойдя до Красного Городка (первоначальное название деревни Долгополовка), отдохнули и дальше продолжили путь вдоль подножья Шайтана по узкой проездной дороге, на которой могли разъехаться две лошадиные упряжки. Дорога проходила намного ниже, чем сейчас.
На берегу пруда, недалеко от теперешней смотровой площадки, ближе к гидроузлу, стояла кузница. Во время войны она закрылась, да так и не возродилась».
Нетронутый Шайтан
«Обнаженных взрывами скал в прошлые годы на Шайтане не было. Весь склон покрывала трава и цветы, особенно много росло диких гвоздичек. Видны были переплетающиеся тропинки, окруженные можжевельником (вереском).
На склоне Шайтана любили отдыхать жители поселка Нижнетуринский Завод. Здесь проходили народные гулянья. Ребятишки играли в перегонки, поднимались по самым крутым тропкам. Шайтан был чистым».
До революции и после
Из воспоминаний почетного гражданина Нижней Туры Алевтины Николаевны Гавриловой:
«Через плотину нижнетуринцы ходили по двум деревянным полукруглым пешеходным мостам. Теплыми летними вечерами, а также в праздники, жители целыми семьями любовались природой с этих мостков.
Построили мосты задолго до революции и снесли после войны, когда стали строить дорогу на берегу пруда, высоко ее поднимая. Строили дорогу военнопленные румыны и мадьяры (венгры) в 1946–1947 годах».
Танцплощадка в березах
«У проходной завода стояло красивое, также дореволюционной постройки, деревянное здание пожарной охраны.
Напротив заводоуправления (сейчас там городской музей) располагалась танцплощадка, окруженная березами. Здесь по вечерам в выходные дни и праздники народ танцевал под музыку духового оркестра, реже – патефона. Публика приходила солидная: семейные пары, молодые рабочие. Старшеклассникам посещать танцы было неприлично».
Старые улицы
«А теперь пройдем по улицам поселка Нижнетуринский Завод. В первозданном виде они почти не сохранились. Улицы сменили имена.
Нижнецерковная улица после революции называлась ул. Сталина, теперь – Свердлова; ул. Верхнецерковная – Карла Маркса; ул. Вересковая – Свободы, ул. Поповка – Володарского… Ул. Пионерская появилась в 1950-е годы, ул. Садовая – в 1980-е годы.
Улицы Чапаева, Серова, Чкалова, Чайковского – в пору моего детства они были проулками и названий не имели.
Знать название улицы было не обязательно. Люди и без этого легко находили нужный дом. Расскажу случай.
На почту пришло письмо с адресом: "Нижняя Тура, улица, где стоит больница, бабушке, которая ткет половики". Письмо доставили адресату.
Улицы были широкие, зеленые, покрытые мягкой травой. В траве виднелась тележная колея. Летом ребятишки получали удовольствие от прогулок по траве, да и так меньше обувь изнашивалась, а ее берегли для школы. Битого стекла на дорогах и тротуарах не было, а если и попадались стеклышки, то их собирали и сдавали в утильсырье».
Печи за поселком
Напротив заводоуправления (сегодня здесь краеведческий музей) в березовой роще располагалась танцплощадка, где по вечерам в выходные и праздничные дни народ танцевал под музыку духового оркестра / Фото из архива редакции газеты «Время»
«Мало кто знает, что за поселком в юго-западном направлении стояли печи для обжига древесного угля. Говорят, их было четыре.
Эти огромные сооружения из кирпича были похожи на современные ангары: со сводчатым высоким потолком, толстыми стенами, но длиннее их в 2–3 раза. Могу предположить, что созданы они были задолго до XX столетия. В них обжигали уголь для плавильных печей железоделательного завода.
В конце 1940-х годов печи разобрали на кирпичи».
Фёдор Телепаев:
– Я родился и вырос в деревне Косая речка. Об этом времени остались самые приятные воспоминания
Уважаемые читатели! Присылайте ваши воспоминания о Нижней Туре и ее окрестностях: об улицах, культуре и быте. Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Звоните и пишите на WhatsApp, Telegram: +7 (953) 387-01-46