Как опытный минометчик спасал товарищей и орудие, почему был вынужден стрелять по церкви и чем его поразила немецкая женщина
Почему призыв в армию для переселенцев был праздником? Какие страшные находки делали советские солдаты на освобождаемых от нацистов территориях? И благодаря чему Советскому Союзу удалось победить в Великой Отечественной.
Из воспоминаний Николая Скорокова – члена семьи переселенца, учителя и директора Косьинской школы.
Переселенцам снова доверяют
Впервые переселенцев из поселка Боровское призвали в армию перед самым началом войны. 20 июня 1941 года 30 молодых ссыльных парней весь поселок торжественно провожал служить Советскому Союзу. Для переселенцев это было радостное событие, это значило, что им снова доверяют.
А 22 июня все услышали по радио, что началась Великая Отечественная война.
Долгий путь на фронт
Фронтовой путь Николая Скорокова начался в ноябре 1944 года. До этого, с декабря 1941-го, он работал на военных объектах в тылу, затем изучал противотанковые орудия, проходил курсы в Свердловском пехотном училище. Но из-за тяжелой болезни не окончил его и по выздоровлении ушел на фронт рядовым.
В ноябре 1944 года в составе автоматной лыжной роты Николай отправился в Румынию. Там был определен наводчиком противотанкового орудия.
«В апреле наша дивизия в составе Второго Украинского фронта вела наступательные бои на венском направлении. Фашисты, предчувствуя свой конец, яростно сопротивлялись».
Выстрел по церкви
«Под непрерывным артиллерийским и минометным огнем наша батарея проскочила в один из хуторов недалеко от Вены. Двигались вдоль венского тракта, обсаженного деревьями. На деревьях были повешены десятки гражданских лиц с табличками на шее, замученные фашистами.
Батальон, который мы поддерживали огнем, стремился занять эту деревню. Местность перед деревней была открытая. Как только наши автоматчики поднимались в атаку, с церкви фашисты открывали шквальный пулеметный огонь, и атака захлебывалась.
Поступил приказ открыть огонь по церкви. Я сделал первый выстрел – снаряд разорвался внутри ограды. Я увеличил дальность стрельбы, и три бронебойных снаряда попали в церковь.
Фашисты прекратили огонь, и наши ворвались в деревню. Оказалось, что пулеметы на церкви прикрывали отход немецких войск. С церкви наши автоматчики сняли четырех фашистов.
Видимо, хранил Бог наших солдат, коли позволил мне, верующему человеку, выстрел по церкви сделать! Надолго запомнил я этот случай.
На окраине Вены наши войска освободили лагерь военнопленных, доведенных фашистами до ужасного состояния. Общаться с ними нам не разрешили. Их выносили на носилках в санитарные машины в госпиталь.
13 апреля войска Второго и Третьего Украинских фронтов заняли Вену. Вот такой небольшой эпизод напряженного, пусть не героического, трудового дня солдата-фронтовика.
Вагоны детской и женской обуви
Однажды артиллерийский дивизион, в котором находился в том числе мой расчет, при массированной атаке немцев получил приказ отойти к лесу. Немецкие танки шли один за другим, чуть ниже нас. И мы это наблюдали из леса. Было это у Румынии.
Наши войска отступили, и мы оказались в тылу врага. Несколько раз мы занимали оборонительные положения и стреляли по вражеским танкам. Однако тут же меняли позиции, даже не посмотрев, какое количество танков сбили.
Попытались раздобыть еду на небольшой станции, где стояли немецкие эшелоны. Однако, кроме галет, ничего съедобного обнаружено не было.
Поразило другое. Целые вагоны были забиты старой детской и женской обувью, которую педантичные немцы везли на переработку в Германию. Вагоны, забитые парами детской и женской обуви, за каждой из которых – погибшие женщины и дети.
Сдались окруженным
В другой раз на нас вышел с белым флагом отряд из более 40 румын, которые решили сдаться. Они, видимо, не знали, что мы тоже находимся в окружении. Они сдали оружие. Мы его уничтожили, ломая ружья и винтовки. Взять их в плен мы не могли, поскольку сами не знали своего настоящего положения. Разоружив их отряд, мы отпустили их домой, чем вызвали крайнее удивление. Только через несколько дней нас, голодных, догнала наша армия, и мы снова пошли единым фронтом».
Между нашими и немцами
«Однажды был дан приказ об отступлении, однако мою пушку не успели перевезти. Я не мог ее оставить, вырыл глубокий окоп и сидел один между нашими и немцами, которые вели прицельный огонь. Командир дивизиона и все солдаты знали, что я сижу около пушки, но ничем не могли мне помочь. Только через сутки на смену ко мне прислали красноармейца, а я вернулся в часть, где все мне сочувствовали и как бы в награду дали жаренную куриную ногу, в руке с которой я и заснул».
Первомайский стол
«Накануне Первого мая мы решили устроить праздничный обед. Разыскали скатерть, разложили на так называемом столе свои припасы.
Только бы нам поднять чарочку, как прогремел выстрел. Стреляли из миномета. Как опытный минометчик я сразу проследил: один выстрел не долетел до нас, второй – перелетел, значит, третий будет как раз по нашей скатерти, и закричал: «Разбегайтесь! Ложитесь!»
Все сначала не поверили, но, видимо, я своим страхом произвел впечатление, и все разбежались от стола. Каково же было их удивление, когда снаряд действительно прилетел прямо на праздничный стол, по округе разлетелись остатки еды и обрывки скатерти, но друзья, жизни которых были спасены, были только благодарны».
Чистое белье для победителей
«Без сомнения, за границей мы чувствовали себя победителями. Надо сказать, что население оккупированных стран, включая немцев, оставляло в своих квартирах белье, приготовленную еду прямо на столах, чтобы мы могли зайти и не грабить квартиры, а поменять белье и поесть.
Помню, в одной семье нас угощала пожилая немецкая женщина, которая кормила нас и, прислонившись к косяку, плакала. Я спросил ее, почему она плачет. И она сказала, что под Сталинградом погибли два ее сына.
Все это говорит только о том, что простому народу любой страны никогда не нужны были войны».
Родину не подвели
«Великая Отечественная война. Как передать весь ужас, все беды, которые она принесла с собой. Уже летом 1941 года появились первые похоронки, показавшие людям, какова война на вкус. Всякое бывало на фронтах, но призванные из числа ссыльных молодые люди не предали своей Родины и героически сражались на фронтах.
Могущественные своим патриотизмом
Многие понимают, что Великая Отечественная война – это война против фашистской Германии. Только ли? Немецкий фашизм, оккупировав все западноевропейские государства, поставил себе на службу не только их материальные ресурсы, но и их военную мощь, а также их армии, которые были уже их союзниками по обязанности и принуждению.
Красная армия до победы вела бои с немецкими фашистами и частями войск Румынии, Венгрии и частями предателей русских и украинцев (власовцы, зверевцы, бандеровцы и другие).
Наша Красная армия одержала победу еще и потому, что за эту Победу сражались все народы СССР: русские, белорусы, украинцы, татары и казахи, азербайджанцы и узбеки и другие.
Дружба народов была залогом этой Победы на фронтах войны. Никакими словами нельзя описать беды солдат Советской армии в 1941 году, плохо вооруженных, плохо подготовленных, плохо управляемых командным составом, отступающих на восток под напором вооруженной и подготовленной к войне фашистской армады. Наскоро мобилизованные, плохо обученные бойцы Красной Армии, могущественные своим патриотическим духом, жизнями своими преграждали путь врагу».
За полгода до окончания пехотного училища курсантов, в числе которых был Николай Скороков, отправили грузить эшелон дров. После работы Николай помыл ноги в ручье, и по всему телу у него пошли волдыри. Родной уральский ручей наградил многоформной экссудативной эритемой. Николай три месяца лечился в госпитале и курсы не окончил
Получив в одном из боев тяжелую травму ступни, ехать в госпиталь Николай Скороков отказался, потому что заменить его у орудия было некому. Солдаты везли его на лошади рядом с орудием, а когда нужно было стрелять, подносили к пушке