Почему в Нижней Туре был черный снег, что необычного находилось на зольнике до строительства гаражей, и какие микрорайоны могли еще появиться в городе
Наши прогулки со старожилом города Ираидой Алексеевной Свинцовой продолжаются. Сегодня мы отправимся в центр города и узнаем, как была организована жизнь в поселке машиностроителей в 60-70-е годы, вспомним о легендарных ресторане «Кедр» и магазине «Урал», об исчезнувшей деревне за Косой речкой и малоизвестном периоде расцвета зольного поля, расскажем, как нижнетуринцы любили отдыхать, какую работу считали престижной, что покупали в кредит и какие проценты по нему платили.
Поселок на десять тысяч жителей
Поселок машиностроителей появился благодаря НТМЗ. Работать на заводе было престижно: это стабильная зарплата, нет «черной субботы», плюс возможность получить жилье.
Поселок машиностроителей был самым большим в городе – на десять тысяч жителей, с удобной и развитой инфраструктурой. Здесь находились и детские сады, и школы, и общепит, и комбинат бытового обслуживания, где был прокат вещей, парикмахерская, сапожная и швейная мастерские.
Застраивали микрорайон, стараясь сохранить хвойные деревья. Например, сосны, которые растут сегодня во дворах улицы Машиностроителей, помнят еще времена, когда никаких домов здесь не было, а стоял один сплошной лес.
Нечетная сторона улицы Машиностроителей до сегодняшнего 11-го дома застраивалась в 1960-х годах. Автомобильной дороги здесь не было, а автобусы ходили по Усошина. Дома по четной стороне и дальше до бывшего общежития НТМЗ – это застройка 1970-х годов. Собственно, и улицы Машиностроителей тогда еще не было, это все была улица Ильича. Уже позже их разделили.
Удобно и доступно
Цокольный этаж дома № 9 по улице Машиностроителей занимали большой книжный магазин, почта и маленький продуктовый магазинчик.
В книжном, помимо канцелярских товаров, журналов, газет и художественной литературы, можно было приобрести изображения любимых артистов.
Почта работала семь дней в неделю и обслуживала большую территорию. Одних только абонентских ящиков было больше двухсот штук. Ираида Алексеевна одно время подрабатывала в этом почтовом отделении, и ее фронтом работы был участок от улицы Пархоменко до второго дома по улице 40 лет Октября, от улицы Декабристов до ГПТУ (сегодня школа № 2) и Яблочкова. В каждую квартиру почтальоны носили по 7–8 изданий.
На углу дома № 7 по улице Машиностроителей работал магазин «Живая рыба». Там в емкости из нержавейки, стенки которой были оформлены чешуйками (тоже из нержавейки), плавала рыба, привезенная из нижнетуринского питомника. Из этой бочки какую рыбину выберешь, такую тебе и выловят. Карп, например, стоил 2 рубля 20 копеек.
«Детский мир» и дефицит
Первый большой двухэтажный магазин в Нижней Туре – «Урал». Сегодня в этом здании по ул. Усошина, 5, работает аптека «Фармленд».
– На первом этаже располагался продуктовый магазин. Очередь за продуктами отстоишь, − рассказывает Ираида Алексеевна, − то, что нужно наберешь, продавщица все это запишет на бумажке, потом с запиской идешь в кассу, там снова в очередь, оплатишь и только потом с чеком забираешь продукты.
На втором этаже был «Детский мир». Отдел большой, а выбрать нечего. Вообще, с товарами для детей было довольно сложно, особенно в конце шестидесятых – начале семидесятых. Трусики, маечки, колготочки купить, конечно, можно было, но вот остальную одежду в основном мамочки шили сами.
Ираида Алексеевна вспоминает, что в магазине «Ткани» (сегодня − «Шанхай» Декабристов, 6) покупала мерный лоскут по 30 копеек и из него уже мастерила детскую одежду. Сама шила для дочки и платья, и пальтишки. Для того чтобы купить что-то детское, в магазине нужно было караулить момент, когда товары «выбрасывали» на прилавки. И выбирать не приходилось. Появились в продаже коричневые колготки – все покупали коричневые, были в цветочек − хоть дочке, хоть сыну покупали колготки в цветочек.
Со школьной формой проблем не было. Комплект стоил 28 рублей, белый фартук – 3 рубля, черный шерстяной фартук – 6 рублей. И носить ее можно было не один год.
Еще один магазин «Детский мир» был по адресу 40 лет Октября, 1. Но там, по воспоминаниям Ираиды Алексеевны, дела с детскими товарами обстояли еще хуже.
Комфорт и холодильник
В хозяйственном магазине «Комфорт» по ул. Усошина, 1, помимо всего прочего, можно было купить холодильник. Ираида Алексеевна в свое время приобрела там двухкамерный «Минск», который стоил 400 рублей. Для сравнения, однокамерный холодильник «Юрюзань» стоил 220 рублей. При зарплате в 160 рублей в месяц 120 рублей Ираида Алексеевна за холодильник заплатила сразу, 280 рублей оформили в кредит на 6 месяцев под 7%. Переплата составила 28 рублей. Но и такая переплата считалась большой, поэтому кредиты были не в чести.
Легендарный «Кедр»
Многие жители Нижней Туры с ностальгией вспоминают ресторан «Кедр». Для молодежи поясним, что располагался он на улице Усошина, 2, в здании, где сегодня работает «Монетка». Собственно, «Кедр» располагался на втором этаже. Днем работал как столовая, вечером как ресторан. Рассчитан он был на 100 посадочных мест.
Продукты для «Кедра» поступали по ведомственной линии Министерства среднего машиностроения через отдел рабочего снабжения (ОРС) ЭХП. Обеспечение было московским и отличалось качеством и разнообразием.
Популярен был не только ресторан, но и кулинария, которая работала на первом этаже. Открывалась она очень рано, и даже перед работой туда можно было зайти и позавтракать. Готовили там тоже очень вкусно. Пирожки, по словам Ираиды Алексеевны, были просто обалденные!
Там же на первом этаже располагалось фотоателье, в котором работали супруги Романовы.
Рабочее снабжение
Стоит отметить, что торговое обслуживание Нижней Туры проходило сразу по нескольким линиям.
Работал городской торг, который снабжала область. Продукция торговских магазинов не отличалась многообразием и оставляла желать лучшего, к тому же нередко случались перебои в поставках. Так обувь фабрики «Уралобувь» в шутку называли «Ураллапоть».
Предприятия среднего машиностроения, к которым относились НТМЗ, ЗМИ, получали снабжение через уже упомянутый выше ОРС. Позднее появились газовики, нефтяники, у которых также были свои базы и магазины.
Ассортимент орсовских магазинов был куда интереснее и разнообразнее. Нередко в Нижнюю Туру привозили даже германскую, венгерскую одежду и обувь. Благодаря магазинам ОРСа в Нижней Туре можно было купить то, чего не было даже в Свердловске.
Важнейшее из всех искусств
В конце 1965 года в Нижней Туре был построен кинотеатр «Спартак», который в 1979 году переименовали в «Темп». Это было одно из любимых мест отдыха нижнетуринцев. Сеансы всегда проходили при полном зале. На дневной показ билет стоил 10–20 копеек, на вечерний – 30–50 копеек. Детские сеансы стоили 10 копеек.
Перед каждым сеансом шел небольшой выпуск региональных и общесоюзных новостей – рассказывали, где, сколько вспахали полей или выпустили стали. Потом был короткий перерыв, когда в зал еще пускали опоздавших.
В 1968 году на экраны вышел четырехсерийный художественный фильм о советском разведчике «Щит и меч». Все серии общей продолжительностью больше пяти часов показывали в один день, и зал был неизменно полный – смотрели все серии подряд.
В конце шестидесятых появились в прокате и зарубежные фильмы − индийские, французские, английские − «Королева Шантеклера», «Фантомас» и другие.
Черный снег и охапки цветов
В районе багерной насосной станции в середине прошлого века была большая деревня Косая Речка, от которой сегодня остался только один дом. А тогда было три или четыре больших улицы, работал одно время магазинчик.
Когда только построили электростанцию, очистки не было. По городу невозможно было пройти, чтобы на одежде не остались пятна. Пока на НТ ГРЭС не установили фильтры, зимой не было белого снега на улице, всегда лежал серый и черный.
До начала шестидесятых годов золу с электростанции вывозили на старое зольное поле. Потом его закрыли, и там работал институт из Свердловска, возможно, сельскохозяйственный. Провели рекультивацию зольника, посадили бобовые – люпины, дельфиниумы, люцерну. Это была красота необыкновенная! Цветы оттуда носили огромными охапками!
А когда закрыли и новый зольник, шлам со станции стали посылать на Вогульское болото, а это больше чем за 30 км. Если ехать в сторону Серова, то в районе кафе «Ермак» нужно уйти с трассы влево – и можно доехать до этого болота.
В 1970-е годы на зольном поле начали строить гаражи. Сейчас там 3600 боксов.
Не свершилось
Еще один микрорайон на пять тысяч жителей НТМЗ должен был построить в районе станции «Мир». Там, где сегодня частный сектор, за городским стадионом могли вырасти девятиэтажки. Там даже заложили трубы, по которым должны были подавать тепло, должна была стоять подкачивающая станция. Планировался в этом районе садик, магазины, учреждения бытового обслуживания.
В районе конечной остановки «Техникум» также планировалось строительство большого жилого комплекса с больничным комплексом, лечебно-диагностическими службами.
Но грянула перестройка…
Продолжение следует