Кто устанавливал советскую власть на Урале, и как сложились их дальнейшие судьбы?
Сто лет назад вокруг Нижней Туры и по всему Верхотурскому уезду грохотали выстрелы винтовок, трещали пулеметы, ухали пушки. Густо лилась людская кровь в мясорубке Гражданской войны.
Начало партизанщины
Партизанщиной называют неорганизованные боевые действия во враждебном окружении.
Большинство белогвардейских партизанских отрядов на территории Урала и Западной Сибири в конце 1917 – нач. 1918 гг., в том числе наиболее активные отряды Казагранди, Куренкова, складывались стихийно, в ходе вооруженного сопротивления советской власти и большевикам. «Белые партизаны» по мере продвижения вооруженных сил Сибирского правительства на Урал присоединяются к войскам Колчака.
На добровольной основе формировались и красногвардейские отряды как сила, призванная поддерживать новый, советский, порядок. После захвата белогвардейцами родных мест уцелевшие красногвардейцы уходят в леса, стараясь выйти на соединение с регулярными частями Красной армии. Удавалось это не всегда, и тогда приходилось вливаться в партизанские отряды.
Кто и почему приходил к партизанам? Главная причина – вполне вероятная месть со стороны белых. Сторонников советской власти ждали пытки и смерть. В Гражданской войне не жалели ни стариков, ни женщин, ни детей. Были и борцы за идею, в первую очередь большевики, готовые бороться с контрой до победного конца.
Нашлись, конечно, и такие, кто в сумятице Гражданской войны не признал никакой власти и, сбившись в банды, занимался грабежом и разбоем.
Попробуем проследить партизанские судьбы некоторых участников тех далеких событий.
Геолог и организатор отрядов
Борис Владимирович Дидковский, геолог и организатор красных партизанских отрядов, родился в 1883 году в Житомире в семье офицера. Получил прекрасное горное образование, учился в Женевском университете. С 1905 года, примкнув к социал-демократам, активно участвовал в революционной работе, но затем увлекся идеями анархизма.
С 1913 г. Дидковский работает главным геологом Николае-Павдинского горного округа, проводит топографическую и геологическую съемку и разведку новых месторождений платины, золота и других полезных ископаемых. В качестве управляющего драгой на Павдинском прииске возглавил переход от старательской к механизированной добыче платины этом районе.
В марте 1917 г. Дидковский окончательно присоединяется к большевикам и избирается председателем продовольственной управы в Верхотурье и зампредседателя Уральского облсовета. Участвует в переводе бывшего царя Романова с семьей из Тобольска в Екатеринбург.
Затем Дидковский командируется в Москву, где привлекается к подготовке постановления Совнаркома о национализации уральской промышленности. Только в середине октября 1918 г. Борис Владимирович с заданием центра «узнать обстановку» вернется из Москвы на Урал.
В начале ноября 1918 года Уральский обком партии большевиков направил Дидковского и представителя 3-й армии матроса Сильных в п. Павду и с. Кытлым с задачей организовать красногвардейские отряды и их силами оборонять Верхотурский тракт (Бабиновскую дорогу), прикрывая левый фланг 3-й армии от наступавших войск Колчака.
Дидковский прибыл в Павду с тремя возами оружия. Здесь он формирует отряд, командиром которого назначается бывший унтер-офицер Константин Захаров. Сам Борис Дидковский отправляется в Кытлым, где не только собирает еще один отряд, но забирает весь запас драгоценного металла, прячет или частично уничтожает дорогостоящее шведское оборудование драг, изымает всю геологическую документацию. Численность красногвардейцев Кытлыма и Павды составляла всего около 70-ти человек. Удержать фронт такими силами было невозможно. Помощь подошла из Кѝзела, но поздно.
Он был помощником начальника станции
Косьинский красный партизан Василий Философович Маятников с молодой женой переехал из Вятской губернии на прииск Покап в 1912 г. До 1915 г. работал забойщиком, а затем на строительстве железной дороги. При советской власти большевик Маятников назначается помощником начальника станции Кушва.
После захвата белыми Алапаевска и угрозы падения Верхотурья Василий Маятников появляется в Покапе и возглавляет местный отряд Красной гвардии.
Между тем Северная группа белых войск полковника Казагранди захватывает Верхотурье. Вслед отступающим красным в направлении на Павду и Кытлым выдвигается батальон капитана А. А. Куренкова. В начале ноября 1918 года, ведя напряженные бои с красными, Куренков неумолимо приближается к Верх-Ису и Косье.
По воспоминаниям дочери Василия Маятникова, тогда семилетней Лидии, отец неожиданно появился в Покапе и срочно вывез жену с тремя детьми в Косью, надеясь, что там их белые не найдут, а сам с товарищами позднее оказался в отряде Бориса Дидковского.
На следующий день в Косью вошли белые. Семью Маятникова тут же выдали местные. Им чудом удалось скрыться с помощью хорошего человека вдали от Косьи – в Новой Туре, затем в Карелино. Пока сюда добирались, пали станция Выя и Нижняя Тура.
Примерно такими же путями среди партизан Дидковского оказывались многие из оставшихся в живых после боев между Верхотурьем и Выей красногвардейцы и спасавшиеся от белогвардейских бесчинств местные жители.
Командир роты из Нижней Синячихи
Более продолжительной и трагичной оказалась дорога в отряд Дидковского красногвардейцев Нижней Синячихи, среди которых был рабочий Верхне-Синячихинского завода Павел Васильевич Соловьев.
Родился Павел в 1895 г. в селе Нижняя Синячиха, что в 10 км севернее г. Алапаевска. Работать начал с 10 лет на соседнем Верхне-Синячихинском заводе.
В 1915 г. Павла призвали в действующую армию. Воевать довелось на Западном фронте. После октябрьских событий 1917 г. в чине унтер-офицера Соловьев возвращается домой. Уже здесь вступает в большевистскую партию и возглавляет военную подготовку местного красногвардейского отряда.
В августе 1918 г. белые войска приближаются к Алапаевску. Рота синячихинских красногвардейцев получила приказ выбить белых из села Голубовского на подступах к городу, но, потерпев поражение, с серьезными потерями откатилась обратно. Подобная ситуация складывалась и на других участках фронта в направлении Алапаевска. Город пришлось оставлять белым.
Уездный комитет РКП(б) принимает решение расположить в окрестных лесах партизанские отряды. Срочно готовятся для них тайники с продовольствием и оружием. С одним из таких отрядов под Алапаевском вызвался остаться и Павел Соловьев.
Пока вокруг шли бои, задание у отряда было простое – вести наблюдение за противником, пополнять свои ряды и снабжать рабочих оружием.
Один из бойцов, посланных в разведку, был схвачен и под пытками выдал расположение отряда. Белым не удалось застать партизан врасплох, но отряду шесть дней лесами пришлось уходить от преследования до Нижней Туры.
Затем отряд из Синячихи участвует в обороне Верхотурья, но и этот город пал 14 октября. И вновь тяжелое отступление теперь уже на Павду. Только через две недели изможденные от голода и обмороженные бойцы из Синячихи нашли тепло и заботу в отряде Бориса Дидковского. Соловьев вспоминает, что в Павде была и семья Б. В. Дидковского. Его жена Елена Александровна отпаивала окоченевших горячим чаем и строго следила, чтобы не объелись с голоду до заворота кишок. Здесь Павел Соловьев назначается командиром роты.
Юрлинское крестьянское восстание
14 ноября 1918 г. отряд Дидковского, теснимый белыми, отступил из Павды по направлению к Кытлыму. Новой базой отряда стала деревня Растесс, а сам Дидковский вернулся в Кытлым.
Хотя партизаны почти втрое превосходили противника, Растесс удержать не удалось. Сказалась абсолютная военная безынициативность представителя 3-й армии Сильных.
Дидковский же с горсткой бойцов оказался в окружении в Кытлыме. Им пришлось горной тропой при 30-градусном морозе, преодолевая на самодельных лыжах глубокие снежные заносы, с боями пробиваться к своим. Из 178 человек из окружения вышло только 18. В итоге отряд прошел с боями более 300 километров от Павды через Соликамск до Юрлы. Только здесь удалось примкнуть к 23-му Верхне-Камскому полку 29 дивизии Красной армии.
Командиром полка назначается С. Г. Пичугов, а комиссаром – Борис Дидковский. Полк подтянулся, избавляясь от элементов анархии, укреплялась дисциплина, и он все более становился похожим на боевое подразделение кадровой Красной армии.
В ходе боев в районе крупного торгового села Юрла, которое стало центром масштабного крестьянского восстания в ближнем тылу левого крыла 3-й армии, в январе 1919 г. полк получил боевое крещение.
Восставшие перерезали основной путь эвакуации советских войск и учреждений, захватили обозы с ценными грузами и арестовали свыше 200 сторонников советской власти. По воспоминаниям Павла Соловьева, среди арестованных оказалась и семья Дидковского. Рота 23-го полка под командованием Павла Соловьева примет участие в подавлении Юрлинского восстания. Восстание было быстро подавлено, а почти все арестованные, ждавшие расправы, освобождены. Левый фланг красной 3-й армии белые так и не смогли обойти.
Вскоре Дидковский назначается начальником снабжения 3-й армии.
Весной и летом 1919 г. тропой отряда Дидковского пройдет, восстанавливая советскую власть на Северном Урале, С. В. Мрачковский со своим Особым северным экспедиционным отрядом (см. «Время» № 51 от 18.07.2019 г.).
Такие разные судьбы
Василий Философович Маятников после ранения и контузии вернулся в Покап, ставший вновь советским. Страшно переживал за судьбу жены и детей. Когда Василию сообщили, что семью разыскали, упал без сознания.
В 1925 г. инициативная группа во главе с Василием Маятниковым методом народной стройки возведет в поселке первое здание школы и клуб.
Скончался Василий Философович в 1953 г.
Павел Васильевич Соловьев после Гражданской войны служил в ВЧК-ОГПУ. Удостоен звания «Почетный сотрудник ВЧК-ГПУ». Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почета», медалями.
С 1948 г. на пенсии. Проживал в Рязани.
Борис Васильевич Дидковский в 1920–1923 годах служил управляющим районного рудного управления Екатеринбурга, с августа 1920 года – председатель Горного совета ВСНХ на Урале, был в составе организационного комитета Уральского государственного университета. С осени 1921 года по 1924 год – ректор УрГУ.
Жизнь выдающегося уральского ученого-геолога, арестованного «по делу антисоветской террористической организации правых на Урале», трагически оборвется в 1937 г.
Борис Васильевич Дидковский будет полностью реабилитирован в 1956 г.
По материалам Нижнетуринского краеведческого музея