Как всем миром строили главный памятник Нижней Туры и какое отношение к его открытию имеет знаменитый Юрий Левитан
Один из главных символов Нижней Туры – мемориал нижнетуринцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, – стал поистине народным памятником. Построен он был силами предприятий города и на народные деньги. А в день торжественного открытия, в ноябре 1967 года, над Нижней Турой звучал голос Юрия Левитана.
Всенародная стройка
По призыву горкома партии и исполкома городского совета депутатов трудящихся на сооружение монумента боевой славы был организован сбор средств. Трудящиеся предприятий и организаций города добровольно подписывались на отчисление однодневного заработка в фонд сооружения монумента. Деньги перечисляли и пенсионеры, и ветераны войны. Пионерские организации отдавали вырученные средства от сдачи металлолома и макулатуры.
Макет будущего мемориала был заказан в свердловских архитектурно-художественных мастерских. И после проведения общественного обсуждения в Нижней Туре утвержден.
Силами предприятий Нижней Туры, Иса, Качканара была создана строительно-монтажная бригада, выделена техника, строительные материалы, проведены бетонные работы, установлены каменные скульптурные фрагменты. На машзаводе отлили фигурную решетку и горелку Вечного огня. Газовики сделали газовую подводку. Энергетики проложили подземный трансляционный кабель к громкоговорящей установке.
И все это люди делали по доброй воле и от сердца!
Главными двигателями этой народной стройки были Геннадий Михайлович Шереметьев (секретарь ГК КПСС), Василий Миронович Хвощевский (второй секретарь ГК КПСС), Василий Иосипович Янчевский и другие.
За самовольство могло влететь
Когда уже шли работы по возведению монумента, о нем узнал председатель облисполкома А.В. Борисов. И при встрече с секретарем Нижнетуринского горкома партии Г.М. Шереметьевым настоятельно рекомендовал прекратить это дело. В те времена такие вещи можно делать только с разрешения Верховного Совета РСФСР.
«За такое самовольство могло крепко влететь, – вспоминал позднее Геннадий Михайлович. – По правде сказать, я тогда крепко струхнул. Но все же попросил ограничиться предупреждением меня, так как менять что-либо было уже поздно. И будь что будет! К счастью, все обошлось благополучно».
Никто, кроме Левитана
К открытию мемориала была написана траурно-торжественная речь. Встал вопрос: кто будет произносить эти слова? Никто не мог сделать этого лучше Юрия Левитана. И заведующего отделом пропаганды и агитации ГК партии, фронтовика, дошедшего до Берлина, Григория Ивановича Истомина отправляют к диктору в Москву. Из столичной командировки Истомин привез несколько вариантов записи левитановского магнитофонного голоса.
Интересный факт. Тогдашние руководители Нижней Туры знали, что Левитан денег не возьмет, и потому послали ему в подарок транзисторный радиоприемник и приличный мешочек уральских кедровых орехов.
В день торжественного открытия мемориала над Нижней Турой звучал голос Юрия Левитана:
«Помните! Помните! Помните о тех, кто в грозные годы Великой Отечественной войны отдал свою жизнь за свободу народа!
Никогда не исчезнет из памяти поколений ратный и трудовой подвиг советских людей, спасших человечество от фашистского рабства!
Бессмертен их подвиг!
Пусть этот монумент напоминает о тех, кого нет больше с нами!
Склоните голову перед светлой памятью земляков-нижнетуринцев!
Помните их!
Вечная слава героям, павшим в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины!»
Книги памяти
Каменные Книги памяти были установлены вдоль лестниц мемориала к 9 мая 1975 года. Фамилии погибших воинов-нижнетуринцев были вырезаны на металлических страницах рабочими машиностроительного завода.
Эти списки составлялись по всем поселковым и сельским советам города. Большую роль в этом сыграл председатель Совета ветеранов войны Василий Иосипович Янчевский.
Угроза разрушения
Народная стройка при возведении монумента, отсутствие достаточного технического надзора и контроля привели к серьезным отклонениям от строительных норм. В частности, не была выполнена гидроизоляция между фундаментом и постаментом под скульптурой солдата. Влага из земли поднималась по кирпичной кладке постамента, увлажняла ее, а затем при минусовой температуре замерзала, отрывая мраморные облицовочные плиты.
«Какое-то время постамент был стянут проволочными бандажами, – вспоминает Евгений Александрович Карпов, – обустроен строительными лесами. Даже был период, когда в целях безопасности отменялось традиционное шествие и возложение венков к подножию Солдата-победителя.
В восьмидесятых годах вполне закономерно встал вопрос вообще о сохранении монумента».
Работа по восстановлению и реконструкции монумента была поручена Нижнетуринскому машиностроительному заводу.
Сохранить для потомков
На восстановление постамента были выделены областные средства и завезены гранитные плиты для облицовки.
Под руководством директора машзавода Е.А. Карпова была организована творческая группа в составе художника-оформителя А.И. Усачева, главного механика В.М. Нифонтова, инженера-конструктора Л.А. Константинова и других.
Перед группой встала непростая задача: сохранить первоначальный архитектурно-художественный замысел и обеспечить долговечность конструкции, используя уже завезенные плиты.
После проведения инвентаризации облицовочных гранитных плит по размеру, фактуре и цветности выяснилось, что утяжеление монумента неизбежно.
После долгих поисков эстетических и конструктивных решений получился вариант, воплощенный в бетоне, камне и алюминии. Визуальное утяжеление постамента удалось облегчить и за счет небольшого увеличения высоты и выполнения декоративных вертикальных алюминиевых пилонов, надежно удерживающих облицовочные гранитные плиты.
«Монумент был реконструирован, при этом сохранен его первоначальный архитектурный замысел с элементами пространственного, объемного и цветового восприятия», – напишет позднее Е.А. Карпов в своей книге «Нижнетуринский машиностроительный завод – годы и люди».