Кому посвящено капище на Шайтане, и где могла затеряться древняя Золотая баба?
Гора Шайтан у вогульских племен являлась священным местом. Здесь они совершали ритуал жертвоприношений своим богам. Следы одной из богинь – Золотой бабы – затерялись в веках, и существует множество версий того, где она может быть укрыта от человеческих глаз.
Пантеон божеств
В густых лесах Урала обитали полукочевые племена финно-угорской группы – ханты (остяки) и манси (вогулы). На территории нашего края они расселились по берегам рек Выя, Ис, Именная, где находились их небольшие поселения. Ныне это деревни Малая Именная и Елкино (в прошлом деревня Палькино).
До принятия православия сакральный мир манси населял многочисленный пантеон богов и духов. Языческие боги пришли из глубокой древности, их облик неповторим, и функции у каждого свои.
Высшие боги в пантеоне манси – Нум-Торум и его сын Корс-Торум. Подземным миром заведует злой дух Куль. К основным богам относится и старший из сыновей Нум-Торума, Полум-Торум, он ведает всей рыбой и зверями окрестных мест.
Живущий на седьмом небе верховный бог Нум-Торум не вмешивался в дела людей. Он карал только за святотатство, лжеприсягу и запретный промысел.
Божеством рыб был старик Ай-Ас-Торум. Он имел вид человека с безобразным лицом и рогами, жестяным носом и стеклянными глазами. Был одет в кафтан из красного сукна. Вокруг идола всегда лежали лук, стрелы, копье и кольчуга. Это божество отпускало ловцам столько рыбы и зверя, сколько кто заслуживал своими жертвами, приносимыми божеству.
Идол Ортик считался другом и помощником Нум-Торума. Имел серебряное лицо и деревянную голову, одет был в суконный кафтан. Вместо туловища – набитый мехами мешок.
Чтобы их не разгневать
Особо почитаемые истуканы стояли на реках. Их обряжали в национальную мужскую и женскую одежду, обкладывали мелкими металлическими фигурками с серебряными налобниками. Проплывая мимо, люди старались держаться середины реки, чтобы веслами не коснуться священного места и не разгневать божество. Даже напиться воды в таких местах боялись.
Божеством птиц считался медный гусь. Манси верили, что он загоняет птиц в места охоты на них. В лесах было очень много изображений менквов – духов-охранников территорий и поселений. Личины менквов вырезали прямо на деревьях. Каждое божество имело свое капище, располагались они по огромной территории Урала, Приуралья и Западной Сибири.
Во времена бедствий – повальные болезни, падеж оленей, плохой лов рыбы или зверя – главный шаман входил в капище к одному из идолов, узнавал его требования, объявлял его волю, и божеству приносились жертвы. Спасаясь от христианских миссионеров, идолов уносили в отдаленные глухие леса.
Золотая баба
Великая Калтащ – Сорни-эква, или Золотая баба, – так звали богиню земли. Первое письменное упоминание о Золотой бабе в русской летописи относится к 1398 году. В летописном известии о кончине «нового апостола» Пермской земли епископа Стефана, названного позже Стефаном Великопермским, говорилось что «блаженный епископ Стефан, божий человек», жил среди неверных людей, Бога не знающих, законов не ведающих, молящихся идолам, огню и камню, и Златой бабе. «Боги их есть болваны истуканные, изваянные, вырезом вырезаемые».
Чье только внимание ни привлекала эта богиня в течение многих столетий! Ее пытались найти и скандинавские мореходы-викинги, и новгородские ушкуйники, и предприимчивые иностранные посланники в молодом Московском государстве, и дружины Ермака, и ученые-этнографы, как русские, так и зарубежные.
Алчные викинги
Описание капища Юмалы, так называли Золотую бабу древние норвежцы, дают скандинавские саги: «Даже наружность храма была обложена золотом и алмазами, которые лучами своими освещали всю окрестность. На истукане, внутри храма, было ожерелье в несколько фунтов золота, венец на голове осыпан был драгоценными каменьями, а на коленях стояла золотая чаша такой величины, что четверо богатырей могли утолить из нее жажду. Наконец, одежда на истукане была такая, что цена ее превышала богатейший груз трех кораблей, плавающих по морю Греческому».
В один из походов викингам даже удалось ограбить капище Золотой бабы. Добыча была столь велика, что каждый захватил столько серебра и золота, сколько смог унести.
В Европе о золотом идоле узнали в 1517 году. В «Трактате о двух Сарматиях» писалось: «…за областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол, Золотая баба… Золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему. Никто не минует идола с пустыми руками, без приношения. Если нет приличного дара, то бросают перед идолом звериную шкуру или хоть волос, вынутый из одежды».
Как исчез идол?
А уже в 1549 году в «Записках о Московии» указывается другое место расположения идола. «Золотая старуха – идол у устьев Оби. Он стоит на правом берегу… Этот идол Золотой бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и там же снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».
В 1578 году сообщалось, что идол находится не в лесах Приуралья, а в низовьях Оби, и что ему поклоняются не только обдорцы (ненцы), но и народы Югры, и другие соседние племена. На основании этого сообщения ученые стали предполагать, что Золотая баба могла быть перенесена за Урал на Обь бежавшими от обращения в христианство племенами.
В 1884 году этнографы, путешествовавшие по реке Северной Сосьве, сделали записи бесед с населением о временах, когда крестились местные племена при Стефане Великопермском. Про Золотую бабу говорили: «Она не здесь, но мы ее знаем. Она тогда же через наши леса была перенесена верными людьми на Обь. Где она теперь – у остяков в Казыме, у самоедов ли в Тазе, никто точно не знает».
Существует версия, что если продолжить по карте путь, который прошла Золотая баба, то линия упрется в место, которое самой природой приготовлено для сокрытия кладов. Это мрачные безжизненные горы Путорана на Таймыре, за нынешним Норильском. Там до сих пор есть места, где едва ступала нога человека. И, может быть, там, в пещере, которую уже никто из живых людей не помнит, на истлевших мехах лежит гигантская драгоценная статуя – безмолвный свидетель тысячелетней истории нашей земли. Но это только версия.
Шайтанское капище
Все мы знаем, что гора Шайтан, вокруг которой раскинулась Нижняя Тура, и прилегающая к этому месту территория у вогульских племен воспринималась как вотчина духа. Здесь без надобности нельзя было сломить и ветки, запрещалось охотиться, рыбачить, собирать ягоды, рубить деревья. За местом ухаживал избиравшийся стариками или шаманами человек – хозяин духа. Ему принадлежало право организации и проведения праздников и жертвоприношений.
Предполагается, что капище было посвящено Йоли-Торуму (Кулю), – богу нижнего мира – мира, куда уходили души умерших. Возможно и то, что местные вогулы на горе Шайтан приносили жертвы Калтащ-экве (Йоли-Торум-сянь, Матери нижнего мира, или Сорни-эква, Золотой бабе).
У жертвенника (яны-кан) Шайтан-горы помимо глиняной посуды, в которой вогулы приносили и готовили пищу, хранились стрелы, идолы богов и их помощников. Эти идолы находили в капище еще в 20–30-е годы ХХ века.
Как знать, может кто-то из путешествующих смельчаков когда-нибудь наткнется на след Золотой бабы. Неожиданно, как в сказке, на глухом лесистом островке среди болот вдруг увидит он выступающую из земли излучающую свет золотую статую. И раскроется наконец тайна идола, исчезнувшего многие столетия назад.
Подготовили Ирина Матвеева, Наталья Колпакова
Использованы фонды Нижнетуринского краеведческого музея