«Проклятый янки» на Вые

Рейтинг:
( 0 Rating )
Команда бронепоезда «Ишимец» на станции ГБД
Команда бронепоезда «Ишимец» на станции ГБД
Фото: © предоставлено Нижнетуринским музеем

Откуда в окрестностях Нижней Туры появилось американское оружие и какую роль оно сыграло во время Гражданской войны?

 В прошлом году в районе станции Выя была найдена американская ржавая винтовка. Как она оказалась в уральской тайге? И какой штрих эта находка добавила к истории становления советской власти? Рассказывает Леонид Семячков, научный сотрудник Нижнетуринского краеведческого музея.

 Прошло более ста лет после кровавых событий на станции Выя в ночь с 29 на 30 ноября 1918 года. Тогда белые части Северной группы войск Колчака под командованием полковника Н. Казагранди, наступавшие со стороны Верхотурья, неожиданным обходным броском овладели станцией, застав врасплох отдыхавших здесь красных бойцов 29-й стрелковой дивизии. Разбежавшихся вылавливали и чаще убивали, в первую очередь – китайских интернационалистов полка Жень Фученя.

 Таинственная находка

Осенью прошлого года недалеко от станции Выя местным краеведом был найден странный, покрытый толстым слоем ржавчины предмет, напоминавший ствол ружья, а рядом – несколько старых патронов, изъеденных временем.

Неравнодушный к истории автор находки принес этот набор металлолома в Нижнетуринский краеведческий музей. Здесь специалисты, сняв слой ржавчины, определили, что этот ствол с остатками прогнившего ложа принадлежит американской винтовке фирмы «Винчестер», а найденные рядом патроны – русские патроны к винтовке Мосина, или, как ее еще называли, трехлинейке.

 Винчестер

Американская винтовка винчестер наравне с револьвером кольт, стрелявшим аналогичными патронами, является одним из атрибутов «типичного» ковбоя. Главная особенность конструкции многозарядных винчестеров – остроумное и всем известное перезаряжание патронов скобой Генри.

Эффектное перезаряжание быстрым движением скобы вниз красиво смотрится в фильмах о Диком Западе, но совсем неприемлемо в окопной позиционной войне. Кроме того, в боевых условиях винчестер оказался крайне ненадежным и маломощным оружием. Армия США его на вооружение не приняла. Винтовка поставлялась в ограниченном количестве в зоны колониальных конфликтов, зато гражданский вариант пользовался популярностью у охотников.

Каким же ветром могло занести один из экземпляров этой легендарной американской винтовки на далекую железнодорожную станцию в уральской тайге?

 Год Великого отступления

Такое определение русские участники Первой мировой войны дали самому неудачному для нашей армии 1915 году, когда войска медленно, но все же пятились вглубь своей территории, испытывая острейший кризис вооружения.

Российская промышленность не справилась со все возрастающими потребностями фронта. Не хватало даже элементарного – винтовок, снарядов, патронов. Русское правительство лихорадочно размещало заказы там, где только было возможно, в том числе в США.

Американцы пытались освоить производство русских трехлинеек, но их отвратительное качество российскую военную приемку не устроило, и заказ был аннулирован.

А у «Винчестера» в 1915–1917 годах Россия все же приобрела небольшую партию в 300 тысяч винтовок, переделанных под русский патрон. Надо отдать должное фирме: свои обязательства перед русской стороной в данном случае она выполнила полностью и в срок.

Наибольшее распространение «русские винчестеры» получили на русском Севере и Дальнем Востоке и поступали на вооружение частей, расположенных в Финляндии, Прибалтике (особенно много латышским стрелкам), и на Балтийский флот. Даже в годы Великой Отечественной войны этими винтовками, сохранившимися на армейских складах в Ленинграде, вооружались некоторые отряды народного ополчения в суровые дни фашистской блокады.

 Война по железным дорогам

Так иногда называют Гражданскую войну в России 1918–1920 годов. Особенно это определение касалось восточных, мало заселенных районов Урала и Сибири, где железные дороги являлись единственными скоростными транспортными магистралями. Да и начиналась эта до сих пор вызывающая разноречивые оценки война с мятежа Чехословацкого корпуса, раскиданного в эшелонах по линии Транссибирской железной дороги. По железным дорогам передвигались эшелоны с войсками и бронепоезда красных и белых. Кто контролировал железные дороги – тот контролировал страну.

Одним из ярких эпизодов боя за станцию Выя стала трагическая судьба бронепоезда Красной Армии под громким названием «Питерский беспощадный». Бронепоезд, вооруженный одним трехдюймовым орудием и 8 пулеметами, и блиндированный поезд с 8 пулеметами со штабом 3 бригады красных курсировали по линии Нижнетуринский завод – станции Выя и Верхняя. Экипаж бронепоезда состоял из балтийских матросов, не более 100–120 человек.

 Гибель «Питерского беспощадного»

В ночь на 30 ноября 1918 года белые, силами 3-го батальона 16 Ишимского полка, усиленного ротами 2-го батальона под командованием капитана С. Сиротина, обошли станцию Выя по болотам и лесу и вышли на железнодорожную ветку намного южнее станции Выя.

Разведка белых доложила, что Камышловский полк, основная боевая единица красных, накануне ушел на Выю.

Ощетинившийся пушкой и пулеметами балтийский бронепоезд, оказавшийся перед белыми, представлял грозную боевую силу, но обездвиженным он становился уязвимым для опытного противника.

Сиротин скрытно отправил часть солдат во главе с поручиком Пенегиным разобрать железнодорожные пути позади состава и отрезать ему путь к отступлению. В результате короткой кровопролитной схватки бронепоезд был захвачен. Чудом спасшиеся отдельные члены экипажа, повредив бронепоезд, отошли в Малую Именную и Железенку.

6 декабря отремонтированный после боя бывший «Питерский беспощадный» стоял на станции Гороблагодатская, захваченной белыми, – уже под названием «Ишимец». Командовал бронепоездом поручик Пенегин.

 За откровенность – расстрел!

В Нижней Туре белогвардейцы устроили террор. За прудом было расстреляно свыше 60 сторонников советской власти, нагайками пороли без разбора, иногда до смерти.

По воспоминаниям старожилов, обходной мастер прокатного цеха Алексей Яковлевич Зорин был расстрелян белыми за то, что в лицо офицеру сказал: «Одни грабили, теперь другие это же делают». Кто «одни» и кто «другие», объяснять не стоит.

Сын Алексея Яковлевича Петр вернулся из Красной Армии в Нижнюю Туру после ранения и в 1919 году возглавил в поселке комсомольскую организацию.

 Семейное предание

В июле 2015 года в Нижней Туре побывал правнук Алексея Яковлевича Владимир Юрьевич Зорин, доктор политических наук. Он рассказал версию гибели прадеда, сохранившуюся в семье.

Белые доставили на завод два поврежденных броневика и потребовали от мастера Зорина их восстановления к определенному сроку. Зорин работу фактически саботировал, объясняя офицеру сложности подобного ремонта в условиях практически остановившегося и разрушенного завода. Авторитетного и знающего мастера не пожелал понимать офицер. Белые припомнили ему и двух сыновей, ушедших к красным, и резкие высказывания в адрес «правительственной» власти. Расправа была короткой – расстрел за прудом.

 Версия появления винчестера на Вые

Судьба бронепоезда «Питерский беспощадный» долгое время оставалась до конца не выясненной. Неожиданно найденный винчестер хоть немного, но помогает прояснить события, связанные с захватом белогвардейцами балтийского бронепоезда.

По версии сотрудников Нижнетуринского музея, вполне вероятно, что «русские винчестеры» были на вооружении некоторых матросов-балтийцев из экипажа «Питерского беспощадного».

После короткого боя спасшиеся бойцы уходили лесом, избавляясь от серьезных улик, бросали оружие и боеприпасы. Именно так спасся, тогда совсем юный, красноармейский вестовой Павел Босин. Со станции Кушва он доставил пакет в штаб красных на станцию Выя, а вернуться обратно уже не смог – напоролся на заслон белых. Пришлось вернуться на станцию. В начавшейся суматохе боя Павел, укрыв коня и амуницию, спрятался в погребе дома железнодорожника. Белогвардейцы не заподозрили в деревенском пареньке красноармейца, поверив на слово, что его сюда направили из Малой Именной на заготовку дров.

 

Неслучайный «сброс»

С такой версией появления винчестера на Вые согласен и наш земляк, краевед А. В. Шлемов. На основании архивных документов Александр Васильевич подробно изучил события «выйской трагедии». Слишком малы шансы случайных «сбросов» подобного оружия в нашем районе.

Так через сто лет найденная близ уральской станции Выя американская ржавая винтовка, «проклятый янки» с русскими патронами, добавила еще один штрих к трагической картине короткого кровавого боя времен Гражданской войны в нашем крае

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями:
Поставьте оценку:
Рейтинг:
( 0 Rating )
Редакция газеты «Время» Логотип газеты «Время»
624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А
+7 34342 2-79-62

ГАУПСО «Редакция газеты «Время»

624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А

Интернет: Логотип газеты «Время»

Телефон: +7 34342 2-79-62

E-mail: agent@vremya-tura.ru

Режим работы:
Пн.-Чт. 08:15 - 17:30, Пт. 08:15 - 16:15

RUB

Материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться

Главный редактор: +73434227666, redactor@vremya-tura.ru
WhatsApp +79533870146
Telegram: +79533870146

Корреспонденты: +73434227987, reporter@vremya-tura.ru

Отдел рекламы: +73434227962, reklama@vremya-tura.ru

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.