О чем писали жители Исовского района в письмах времен Великой Отечественной?
Солдатские треугольники – письма военных лет. В них настоящие эмоции, чувства и переживания солдат. Простые, но трогающие до глубины души.
«Я иду в бой за жизнь»
Харин Андрей Семенович, призван Исовским РВК, старший лейтенант, политрук танковой роты, скончался от ран в госпитале 30 мая 1942 года.
Письмо жене и детям за десять дней до гибели
20 мая 1942 г.
Здравствуй, дорогая и любимая жена Инночка! Здравствуйте, золотая моя дочка Моренька и соколы-сыночки: славный и милый Сереженька и Славик! Крепко и много раз всех вас обнимаю и горячо целую. Я жив, здоров и бодр.
Очень хочется жить. Жить, дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Но не всякой жизнью хочу я жить, не на всякую жизнь я согласен. Я хочу жить жизнью героя нашей Родины, быть бесстрашным, храбрым бойцом. Буду драться, жизни своей не щадя. Может, погибну, но никто не скажет обо мне, что я был трусом. Как и миллионы других, до последнего дыхания буду большевиком, ибо воспитан партией большевиков. Через бои, через многие ночи, дни, месяцы гляжу я вперед и вижу нашу победу. Мы добудем ее!
У нас одна цель – уничтожить фашизм. И когда свалится в могилу последний фашист, когда смолкнет последний залп орудий, наступит тишина, величественная тишина победы. И мы услышим, как облегченно и радостно вздохнет весь мир, все человечество.
Мы войдем в города и села, освобожденные от врага, и нас встретит торжественная тишина, встретят переполненные счастьем люди. А потом задымят восстановленные заводы, забурлит счастливая жизнь. Это будет замечательная жизнь, Инна! Жизнь на свободной земле, в братстве со всеми народами.
За такую жизнь и умереть немного. Это не смерть, а бессмертие.
Да, очень хочется жить, увидеть победу, прижать к шершавой шинели детей – Мореньку, Сереженьку, Славика, тебя, Инночка.
Я очень люблю жизнь – и потому иду в бой. Я иду в бой за жизнь. За счастье моих детей, за твое счастье, за счастье мамы, славной моей старушки, за счастье моей Родины. За мое счастье.
Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Смерти не испугаюсь. Жить как воин и умереть как воин – вот как я понимаю жизнь.
Я торжественно клянусь тебе, Инна, маме, всем родным, знакомым, что я не дрогну в бою. Ранят – не уйду из строя.
Скоро бой. Я достаю фотокарточку и смотрю на вас всех. Еще и еще раз вспоминаю вас, запечатлеваю в моей памяти. Будьте все здоровы, живите дружно.
Дорогая Инночка! Золото ты мое! Прошу тебя, обо мне не беспокойся. Воспитывай детей героями, обучай и береги их. Пройдут быстро годы – они вырастут, и тогда ты будешь счастливой матерью. Они будут тебя тоже ценить и любить, как я люблю и ценю мою милую старушку маму.
Привет всем родным. Не забывайте меня. Посылаю вам свою фотокарточку. Пока всего хорошего. Прощайте, мои дорогие! Мы еще встретимся. Ждите меня домой героем. Крепко обнимаю и много раз целую.
Ваш Андрей
«Дождался дорогих каракулей…»
Шороп Александр Ефимович. Гвардии старший сержант, помощник командира взвода. Перед войной работал в Новой Ляле. Погиб в 1942 году.
Из писем семье
3 сентября 1942 г.
Здравствуйте, незабываемые путеводные звездочки моей жизни: Тома и счастливое создание дочурка Лялюся!
Опять прошло несколько дней спокойной жизни в тыловом госпитале… Я уже почти здоров. Числа 10 сентября выпишут, и я с новой силой, энергией и ненавистью к врагу вольюсь в армию славных воинов. Но уже на этот раз стреляным воином.
Не хочется верить, что я ранен. Ведь только подумать: между костями прошла пуля и кости не задела. Это быть в воде и остаться сухим! Да, в другой раз такого счастья может и не быть. Война! Надо быть готовым ко всему. Я уже готов!
3 ноября 1942 г.
Очень рад вашим письмам… Наконец я дождался дорогих мне каракулей – рисунков. Я на них долго смотрю и как будто вижу перед собой рослую, бойкую, шаловливую девочку – милую дочку…Что отцу нужно? Ничего кроме приветливого слова и радостного письма и что-нибудь из «произведений» любимой пятилетней дочки…
Письмо фронтового друга
19 декабря 1942 г.
Тамара Семеновна! Сообщаю Вам о том, что Ваш муж Шороп в боях с немецкими захватчиками погиб как воин-большевик. Он сражался с врагом храбро и мужественно. Он уничтожил большое количество немцев, и в ночь с 3 на 4 декабря вражеская мина убила его. Его похоронили в районе Ржева.
Командир Вашего мужа Кубарев Ф.П.
«Твой сын Котя»
Полевая почта № 02567, Ананьеву Ивану Павловичу.
Адрес отправителя: Свердловская область, Исовск, Косья, Кучум от Ананьева Константина Ивановича.
8 мая 1944 г.
Здравствуй, дорогой, милый наш папочка!
Шлю привет из Кучума я, Люда, мама и бабушка. Живу я и Люда хорошо. Сейчас мое любимое занятие — это ежедневно бывать на улице, хотя иногда бабушка и запрещает, но мы с Людой хоть потихоньку да убежим.
Дорогой папочка, я и Люда стали большие. Мне 3 года, а Люде 4 года. Я 88 сантиметров, а Люда – 95 см. Это ручка Люды. Посылаю тебе ручку я и Люда. Это ручка Коти. Это я нарисовал тебе домик. Вот как я уже рисую. Кланяются тебе вся наша семья и дядя Геня. Он о тебе очень беспокоится. Возвращайся с победой поскорее. Мы тебя ждем с нетерпением.
Дорогой папочка, напиши на Садовую, пусть нам вышлет твои фотографии, мы уже тебя забыли, каким ты был, и нам хочется очень посмотреть, каким ты стал сейчас. Очень хочется с тобой повидаться.
Новости у нас вот какие: у нас есть радио. Мы на днях слышали дядю Геню по радио. В кино я и Люда давненько не бывали, а Люда целыми днями пропадает у своих друзей. Ну, миленький папочка, до свидания.
Твой сын Котя