В конце 1980-х годов бывший начальник планово-экономического отдела Нижнетуринской ГРЭС В. Шубарешкин рассказывал, как новое предприятие укомплектовывалось эксплуатационным персоналом.
«Кадров не хватало во всех цехах, хотя каждый день прибывали специалисты с других электростанций, приходили посланцы партийных и советских органов. <…>
В 1952 году меня командировали в город Горький за очередным рабочим пополнением. Приехал в ремесленное училище, где по разнарядке должен был отобрать и привезти пятьдесят выпускников-электриков.
Девчушки с косичками
Когда их построили в актовом зале училища, я схватился за голову: в группе оказалось 38 девушек и только 12 юношей. Все какие-то малюсенькие, с косичками, в одинаковой невзрачной форме. Детский сад, да и только!
Говорю директору:
– Я их не повезу. Мне велено привезти рабочих.
Он меня убеждает, что это и есть рабочие, только будущие. Что ж, время трудное, выбора пока нет. Заказываю телефонный разговор с отделом кадров «Свердловэнерго». Прошу подтвердить прием пополнения телеграммой.
На следующий день в адрес училища на мое имя пришла телеграмма: «Согласны. Привозите всю группу. Начальник отдела кадров Соснин».
Билетов нет
Все, один вопрос решен. Теперь надо решить второй – доставить полсотни этих ребят к месту назначения. Как это сделать? С билетами, как всегда, проблема. Дважды пришлось побывать в управлении железной дороги, попросить помощи училища. Кое-как приобрели проездные до Кирова.
Выяснилось, что из Кирова поезда идут только до Перми. Билетов, конечно, нет. Повздорил с начальником вокзала.
– Посажу, – говорю, – перед твоим окном всю группу, и будем сидеть, пока не отправишь!
Так и сделал. Расположились прямо на асфальте, на своих чемоданчиках, и сидим. Подходят любопытные, расспрашивают, сочувствуют, возмущаются...
Подействовало. На следующий день посадили нас всех в один вагон и отправили с глаз подальше.
25 новобранцев
Доехали до Перми. Здесь история повторилась. С горем пополам добрались до Свердловска. Часть выпускников «Свердловэнерго» направило на другие предприятия, а 25 человек, в основном девушек, я привез в Нижнюю Туру. На вокзале нас встретила старший инспектор отдела кадров Р. Я. Бакирь. Она помогла разместить приезжих в гостинице».
Первые работники для строительства НТГРЭС приехали в Нижнюю Туру еще в 1944 году. Возводилась высоковольтная линия Верхняя Тура – Нижняя Тура. Велась лесозаготовка для строительства временного жилья и подсобных помещений. Было организовано бурение и добыча камня в карьере