История Исовского техникума глазами его первого директора
Продолжаем публикацию воспоминаний первого директора Исовского техникума Анатолия Федюнёва, написанных его дочерью Натальей Алексашенко на основе его дневников. Публикация посвящена 90-летию учебного заведения.
«Весной 1941 года в Свердловске была закрыта Промакадемия, а часть ее имущества выделили Исовскому техникуму. Перевозить его пришлось на автомашинах. В одну поездку в середине июня послали меня.
В Свердловске получили и погрузили учебники, мебель и прочий инвентарь и под вечер выехали из города, чтобы переночевать где-нибудь в пути. Проехали километров 30–40 от города, и тут с машиной что-то случилось. Мотор работает, а машина не идет.
Остановились на кромке леса, не доезжая какой-то маленькой деревушки. Стали искать причину остановки. Оказалось, сорвало зубья шестерни хвостовика на заднем мосту машины. Нужно выкатывать задний мост, а предварительно поднять машину домкратом.
Мы работали всю ночь. Разобрали. Запасного хвостовика у нас не было. Шофер в небольшой зазор заложил кусок сухой березовой чурки. Все сделали, машина тронулась с места, прошла метров шесть и снова встала. Принялись снова разбирать и выкатывать задний мост. Выкатили, выбросили раздавленную чурку, снова затратили много часов без сна и отдыха. Уже полдень. Очень устали, хочется спать и есть. Вместо деревянной чурки положили в зазор к хвостовику стальную гайку семь на восемь.
Потратили много часов, чтобы снова поставить вал на место, завели машину, включили скорость, и машина тронулась. Может, доберемся хоть до Нижнего Тагила. А там будем искать новый хвостовик».
Война застала в пути
«На рассвете наша машина опять остановилась, не доехав до Нижнего Тагила. Причина старая. По дороге навстречу нам быстро неслась грузовая бортовая машина. Мы замахали, чтобы шофер остановился, обратились к нему, а он нам кричит: "Некогда, ребята, война!" Спрашиваем: "С кем?" Отвечает: "С германцем!", – а сам дал газу и помчался дальше к поселку Шайтанка.
Что-то кольнуло в груди, сразу стало тревожно. Новость нас потрясла. Прошло наше полусонное от утомления состояние. Мы смотрели с шофером друг на друга и думали, что же делать. Оба мы были на военном учете. В случае войны в первый день надо явиться в ближайший военкомат. И вот теперь война меня застала в дороге.
Мы приняли все меры к тому, чтобы кто-нибудь подтянул нашу автомашину, хотя бы к крайним домам города Тагила. Наконец это удалось. Я оставил шофера у машины, а сам пошел в Нижнетагильский военкомат и заодно поискать в городе у шоферов или в гаражах нужный нам хвостовик».
Пешим ходом
«В Тагильском военкомате творилось необычное. В здании и на улице была масса народа. Я с большим трудом пробился в здание. Мне сказали, поезжайте скорее в свой район, в свой военкомат. Выйдя из военкомата, я стал останавливать автомашины, спрашивать, где можно достать хвостовик. Объяснял наше положение. Наконец один шофер помог мне, и я с хвостовиком вернулся к нашей машине.
В третий раз, и все не спав, мы с шофером отремонтировали машину и к вечеру выехали из Нижнего Тагила. Проехали уже село Большая Лая и были на пути к Малой Лае, как у нас случилась вторая авария. Прогорел газогенераторный бункер и газ стал выходить наружу. Ехать дальше было уже невозможно.
Кое-как, с большим трудом, нам удалось доставить машину до дома, где жили знакомые шофера. Мы загнали свою машину во двор и, ничего не убирая из кузова, оставили ее там на временное хранение. Сами расспросили дорогу, как нам попасть скорее до ближайшей железнодорожной станции, и двинулись туда».
«Иди, отдыхай»
«Было темно, прошел сильный дождь. Мы сомневались, что идем правильно, но, слыша вдали гудки электровозов, шум проходящих поездов, никуда не сворачивали. Чрезмерно напрягаясь, стараясь не уснуть, двигались все вперед и вперед.
Вскоре вдали послышался шум подходящего поезда. Последний участок пути, около километра, бежали бегом, окончательно выбиваясь из сил. Вот уже близко семафоры станции. Успели на поезд. Умывшись дома, я сразу же пошел в местный военкомат. Военком мне сказал: иди пока домой, отдыхай. Сейчас нужны другие специальности. В первые дни войны в армию было призвано много шоферов. И шофера, с которым я ехал из Свердловска, призвали вечером этого дня».
Возвращение
Здание общежития техникума, пос. Ис. Здесь, по воспоминаниям преподавателей, во время Великой Отечественной войны располагался эвакогоспиталь / Фото из архива музея ИГРТ
«В марте 1946 года приказом Наркомата цветной металлургии меня снова назначили директором Исовского техникума. Большие трудности приходилось испытывать с хозяйственным обслуживанием помещений учебного корпуса и общежитий, снабжением водой и дровами.
Каждому учащемуся (юноше) давалось задание нарубить в лесу по пять кубометров дров в отведенной лесосеке. После зимней рубки остались пеньки, за которые техникум чуть не получил от лесхоза большой штраф. Пришлось срочно проводить субботник, а потом отстаивать наши права в Арбитражном суде, предварительно изучив нормативные документы. В результате вместо 55 000 рублей техникум заплатил 400 рублей. Эта история с лесосекой закончилась благополучно, но стоила мне нервов».
Из горного в геологоразведочный
«В 1948 году в жизни и работе техникума произошло весьма важное изменение. Решением правительственных органов вся золотоплатиновая горнодобывающая промышленность страны была передана из Министерства цветной металлургии в Министерство внутренних дел. Сюда же были переданы все техникумы, расположенные в местах добычи золота и платины.
Последовало указание – увеличить подготовку в техникуме геологов и геофизиков. Техникум переименовали из горного в геологоразведочный. Подготовку по остальным специальностям сокращали. А учебная жизнь требовала разрешения всех неотложных вопросов».
Из детдомовцев в специалисты
«План по новому приему в техникум составил 270 человек, заявлений было подано 1500, a выдержали испытания 320 человек. Было очень жаль тех, кто хотел учиться, но не смог пройти по конкурсу. Среди них были и детдомовцы. У многих отцы погибли в Отечественную войну. Я переживал за них и в каждую группу принял кандидатами по несколько человек.
Почти все они впоследствии закрепились, показали положительную успеваемость и за счет выбывших по разным причинам были приняты в число учащихся. С формальной точки зрения я этим нарушал утвержденные правила приема, и мне это впоследствии ставили в вину, но я не сожалел о содеянном. Из них выросли хорошие специалисты».
Несмотря на трудности
«В последующие годы набор учащихся увеличивался, однако оставался неизменным штат обслуживающего персонала (уборщицы, прачки, сторожа). Трудно было с привлечением преподавателей специальных дисциплин. И все же коллектив у нас сложился очень квалифицированный. Я настоятельно и, даже можно сказать, резко ставил перед вышестоящим начальством вопрос о том, что техникуму необходимо иметь свое помещение для культурной самодеятельности учащихся.
Наконец нам разрешили перевезти с Артельного пустующий деревянный дом, и мы создали свой клуб, купили киноустановку, организовали комнаты для репетиций и выступления наших коллективов.
Началось строительство нового общежития для учащихся техникума. Несмотря на трудности и некоторые недостатки материальная и учебная база техникума росла, увеличивался контингент учащихся. Весной 1954 года готовился выпуск почти 400 техников разных специальностей».
«В связи с войной наш техникум временно закрыли. Преподавателей распустили, многих мужчин призвали в армию, остальных направили работать в школы и на промышленные предприятия. Меня назначили начальником центральных механических мастерских на Исовском прииске, где пришлось налаживать выпуск деталей для снарядов», – пишет А. Федюнёв
20 марта 1948 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении горных званий и введении специальной формы для руководящих и инженерно-технических работников в горной промышленности. Форма вводилась и для учащихся горных специальностей вузов и техникумов. Для ее пошива в техникуме создали свою небольшую мастерскую