Антидепрессивное интервью перед антидепрессивным концертом Тимура Шаова
Есть ли конкуренты у барда Тимура Шаова? Как с его творчеством связана студенческая травма ноги? И где еще не выступал артист?
11 марта во Дворце культуры Нижней Туры на третьем фестивале «Мамина любовь» выступил известнейший бард Тимур Шаов – замечательный артист, интеллектуал, автор песен, музыки. А еще – хороший отец, любящий муж.
Перед концертом в Нижней Туре Тимур Шаов дал эксклюзивное интервью собственному корреспонденту газеты «Время» Борису О. Глебскому. Итак, слово нашему гостю.
– Кем были ваши родители? Кто привил вам любовь к гитаре, к музыке, стихосложению? Какая музыка вдохновляет вас?
– Мама была директор института истории, языка и литературы в Карачаево-Черкесии, кандидат исторических наук, а папа был инженер, изобретатель. Оба очень образованные люди, интеллигенция, с огромной домашней библиотекой.
А гитара, музыка – это, наверное, старший брат, фанат «битлов». Это только потом я услышал Высоцкого и сразу побежал учиться играть на гитаре, потихонечку пришел к тому, что начал сочинять сам. Я всеядный, люблю и классику, и своих любимых рокеров, «Лед Зеппелин», «Дип перпл», «Битлз», слушаю музыку и своих коллег.
«Уважаю коллег»
– Почему именно бардовская песня, а не другой жанр или профессия? Например, могли бы стать юмористом. Ну или водителем автобуса?
– Ну, этот вопрос выдает, что корреспондент не готовился и не читал биографию артиста. Ведь я профессиональный врач, окончил мединститут и в общем-то ушел в бардовскую песню после множества раздумий. В детстве все мы мечтали стать водителями автобуса или, на худой конец, космонавтами.
– Тимур, кого вы считаете своим конкурентом на сцене?
– Вообще, в слове «конкуренция» для меня есть некое такое отрицательное звучание. Скажем так, у меня есть коллеги по сцене, но мы слишком разные, чтобы вот так вот прям ревниво соперничать. Я уважаю своих коллег – Митяева, Щербакова, Васильева с Иващенко, Мишу Кочеткова, но я ничуть не считаю, что мы конкурируем.
Неудобно в одиночестве
– Как считаете, для большей свободы творчества артисту лучше жить одному?
– В каком смысле? Без семьи, что ли? Ну нет, я так не могу. Есть интроверты, которым удобно в одиночестве, а есть я, который никак не может без друзей, без семьи. Если б я был один, то представляю, насколько мрачным было б мое творчество. Ведь для сатиры и юмора всегда нужно общение, нужно подпитываться от кого-то или чего-то.
– Идут ли дети по вашим стопам? Чем интересуются?
– Да, вот старший сын пошел по моим стопам, он доктор, младшая дочь еще школьница, а средняя занимается компьютерным дизайном. Круг интересов у них самый широкий, но все они интересуются музыкой, и, как мне кажется, у них очень хороший музыкальный вкус.
«Подзавожусь от публики»
– Самое интересное место, где состоялся концерт. Где веселее всего выступать?
– Интересные места? Ха! Где я только не выступал. Естественно, бардовская песня предполагает выступление и на свежем воздухе, и у водопадов, и на берегу прекрасных озер. Приходилось и в церквях, и в синагогах, и на фоне креста бывало, фоны были необычные.
Веселее всего выступать? Ну, я профессионал, я делаю свою работу с огоньком, тогда и настроение будет замечательное. Вообще на моих концертах публике скучать абсолютно некогда. Приходите, поймете сами, о чем я.
– Видите ли вы во время концерта публику? Слушаете ли ее?
– Обычно сценическое освещение слепит глаза, поэтому толком лиц я не вижу, но зато очень хорошо слышен смех и аплодисменты. Это дает стимул, в этот момент я как бы подзавожусь сам от публики, так что энергию я не только выплескиваю, но и получаю, идет активный такой обмен.
Пение во спасение
– Если существует такой человек, который сомневается в том, идти ли ему на концерт артиста Тимура Шаова, что бы вы ему посоветовали?
– Я бы ему посоветовал не сомневаться. И просто сказал бы, что если вы хотите немножко повысить себе настроение, то, конечно, приходите. Ведь если люди уходят с моего концерта с приподнятым настроением, то я считаю свою программу выполненной. Вот. А мне же многие люди вообще говорят, что мои песни их спасли от депрессии и даже от суицида. Вот так.
Моя публика думающая, спокойная. Увидимся, жду всех без исключения. Спасибо, друзья!
Хитроватый голос и остроумные тексты
Тимуру Султановичу сейчас 58 лет, родился он в Черкесске. Окончив школу в 1981 году, поступил на лечебный факультет Ставропольского медицинского института. По специальности – гастроэнтеролог. На предпоследнем, пятом курсе сломал ногу и более полугода провел в гипсе – это стало темой его первой песни – «Я себе сломал ногу́».
Исполнитель склонен к музыкальным экспериментам, в его аранжировках используются цимбалы, виолончель, тромбон, китайская флейта, най, контрабас и много других затейливых инструментов, но в центре внимания все равно остаются негромкий хитроватый голос и остроумные тексты.
О несовпадении волн
– Как настраиваетесь перед концертом? Переживаете ли? Что предпринимаете, если чувствуете, что публика с вами не на одной волне?
– Был случай, когда один из руководителей предприятия в Самарской области пригласил меня выступить. Причем его молодой коллектив меня знать не знал, а руководитель сильно любил. Так вот, он всех насильно загнал в зал слушать Шаова, а сам уехал.
В итоге я выступал перед людьми, которые пришли посмотреть на Тимура Шаова вместо горячего домашнего ужина. Я сразу этого не понял, но когда до меня дошло, я быстренько свернул выступление и отправил народ по домам.
Да, был вот такой случай, единственный за 25 лет. Обычно люди знают, на кого идут. Ведь как писал великий пианист Горовиц? Главное перед началом что? Правильно! Проверить молнию замка на брюках, и концерт пройдет хорошо!
«Ругаемся по-доброму»
– Махович все время с вами. Не надоели друг другу? Часто ли спорите?
– Не только музыкант Михаил Махович все время со мной, а еще и наш клавишник, аккордеонист Андрей Кудрявцев. Конечно, когда все время вместе, все зависит от характера и от наличия ума, поэтому ценю свое и уважаю личное пространство коллег. И когда меня пытаются поселить в один номер, я протестую, потому что мы ж не супруги, в конце концов.
На жизненные темы мы особо не спорим, так как взгляды у нас во многом совпадают, а по музыке бывает, ругаемся, конечно. Но это так, по-доброму.
«Причисляю себя к молодым»
– Почему отсутствует пафос и почему не любите летать в бизнес-классе?
– Ну как это не люблю? Наличие излишнего пафоса, как мне кажется, говорит об отсутствии ума.
Конечно, я не осуждаю пожилых людей – артистов, актеров, актрис, когда они просят бизнес-класс, потому что это удобно или когда им тяжело. А себя я пока к молодым причисляю. И если я могу (а я могу), я прекрасно пролечу в экономе безо всяких проблем, да и не хочу напрягать организаторов концерта на лишние деньги.
Ну а если поезд, то, конечно, либо купе полностью, либо СВ, потому что с чемоданами и гитарами желательно иметь какое-никакое, но личное пространство.
– Кусают ли комары в палатках на фестивалях бардовской песни?
– Вы знаете, я уж забыл, когда я жил в палатках на фестивалях, но комары, думаю, кусают. Сейчас вообще фестивали эти устраиваются большими профессионалами, и почти везде строят такие фанерные домики, турбазы привлекают. Когда ты любитель, то это, конечно, палатка. Но если вспомнить Городницкого, которому скоро 90 лет, Сергея Никитина, Юлия Кима, им в палатках жить уже сложно, согласитесь.
Учиться никогда не поздно
– Вы считаете себя суперпрофессионалом, или есть еще место для того, чтоб поучиться?
– У каждого человека есть место для учебы, потому что если ты останавливаешься, то просто деградируешь. Вообще, надо больше читать, слушать коллег, поэтов, певцов, бардов, читать классику, учиться не поздно никогда. Вот и слушаю, и читаю, и учусь без остановки.