21 августа исполняется 115 лет приходу храма во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких в поселке Ис
Они уже неразделимы – иерей Сергий Дубровский и приход храма святых Зосимы и Савватия Соловецких в поселке Ис. Почти 21 год назад, 1 сентября 2002 года, отец Сергий стал его настоятелем.
Отец Сергий
Тогда, два десятилетия назад, со своей матушкой, Светланой, он вышел из автобуса в поселке Ис, даже не зная, куда идти. На руках были указ архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и ключи от храма. Отыскав храм, они обнаружили заброшенное темное строение, дрова, веники, шуршание мышей…
Я люблю поселок Ис. Порой сажусь в машину, чтобы просто так «сгонять до Иса». Прямые ухоженные улицы, вкуснейшие пирожные в местном универсаме… Какая-то самодостаточность и спокойствие. И храм во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких – тоже очень ухоженный, чистый, просторный… Таким он стал сейчас, спустя двадцать лет.
В 1996 году, по просьбе жителей, в поселке была возобновлена деятельность православного прихода. Органы местной власти отдали под церковь здание бывшего дома быта недалеко от места, где когда-то находилась поселковая церковь. Большая, деревянная, с необыкновенным куполом, она была освящена в 1908 году в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких. В 1908 году, 115 лет назад, и началась история прихода исовской церкви.
Начало нового мира
– Про меня, собственно, особо-то писать и не надо, про храм…, – были первые слова отца Сергия. Но разве не одна судьба у человека и у храма, которому он посвятил всю свою жизнь?
В раннем детстве Сергей Дубровский с родителями приехал в Нижнюю Туру из Екатеринбурга. Учился в школе № 5. Нижнюю Туру считает своей родиной. «Можно сказать, вся жизнь – в Нижней Туре. По сути, где родился, там и пригодился», – говорит он.
Потом была учеба в Исовском техникуме по специальности «Технология машиностроения». Закончить образование сразу не получилось – забрали в армию, служил в Приморском крае, в Уссурийске. Вернувшись, заканчивал учебу и работал грузчиком-экспедитором, потом директором пекарни в «Фонде инвалидов войны в Афганистане». Позднее – в МУП «Хлебокомбинат» г. Лесного полимерщиком хлебных форм.
Участок, где работал Сергей, находился в отдельном помещении, без его разрешения заходить туда никто не мог. Отгородившись от всего мира табличкой «Идет технологический процесс», можно было уединиться, подумать, поразмышлять, не отвлекаясь на пустые разговоры в курилках. Почитать, когда появлялись свободные минутки. Тогда уже рождался новый мир будущего священника, а старый постепенно уходил навсегда.
Крещение – праздник!
Еще во время учебы в техникуме Сергей Дубровский мечтал съездить в недавно открывшийся храм в Елкино. Для этого уговорил соседа по парте окреститься, так, вместе с ним и попал впервые в елкинский храм. «Там я впервые исповедался, у отца Анатолия Кузнецова», – рассказывает батюшка.
Кстати, сам отец Сергий крестился в 10-летнем возрасте. Однажды, на уроке физкультуры, он увидел на шее одного из одноклассников крестик: «Что это? Я тоже хочу такой!» Одноклассник ответил: «Это – крестик, и носить его можно только крещеным, а некрещеным нельзя!» Маленькому Сереже безумно захотелось креститься, чтобы иметь такой же крестик! В ближайшие праздники, во время поездки к родственникам в Екатеринбург, Сережу окрестили в храме Иоанна Предтечи.
– Для меня это был настоящий праздник! – вспоминает отец Сергий. – Все перед глазами, как вчера. Огромное желание окреститься. Дома у нас хранились, и сейчас они есть, Библия, Новый Завет, Псалтирь старинная девятисотого года, написанные дореволюционным шрифтом. Но разобраться потихонечку было можно, поэтому уже в то время я познакомился с Евангелием.
Дорога к Богу
Вручение Патриаршей грамоты иерею Сергию Дубровскому (крайний справа) / Фото из архива С. Дубровского
– Как Вы пришли в церковь? – задаю я вопрос.
– Нельзя сказать, что взял, задумал и пришел. На протяжении всей жизни, какими-то этапами, жизненными обстоятельствами, постепенно Бог приводил к этому. После армии стал ходить в Трехсвятительский храм в Нижней Туре, тогда он еще был храмом во имя Святителя Иоанна Тобольского. В мою бытность в храме произошло обретение мощей будущего нашего святого – отца Александра Нижнетуринского. Там и началось формирование моей духовной личности. Оттуда, по рекомендации настоятеля, пошел в священники.
Учебу будущий батюшка, под чутким руководством Владыки Викентия и дьяконов, проходил в том же храме святого Иоанна Предтечи, где когда-то крестили его, 10-летнего. И все там же, 1 июня 2002 года, в день памяти князя Дмитрия Донского, состоялось священническое рукоположение иерея Сергия Дубровского. А рапорт о назначении на приход отец Сергий получил 1 сентября 2002 года, в день празднования Донской Иконы Божией Матери.
Браки совершаются на небесах
Не менее удивительна и история женитьбы тогда еще просто Сергия Дубровского.
Знакомство его с девушкой по имени Светлана произошло совершенно обычно – на улице, когда гуляли с друзьями-подругами. Ну а потом…
– Господь, видя наши просьбы, потребности, желания, сводит нас с теми, с кем надо свести, – рассказывает отец Сергий. – Так и у нас с матушкой было перед свадьбой. Когда мы встречались, однажды шли по улице – навстречу какой-то мужичок. Вдруг он оборачивается: «Женись на ней!» и пошел дальше, а потом подобное еще несколько раз от совсем незнакомых людей. Господь указал нам на общую судьбу. Все-таки браки на небесах совершаются!
«Чудо – вообще жить»
Однажды, придя после вечерней службы, Сергей ошарашил свою молодую жену заявлением: «Я буду священником. Либо с тобой, либо без тебя».
– Конечно, ломать человека под свои интересы не очень хорошо, но для меня выбор был сделан – я определил свою жизнь с Богом, – говорит отец Сергий. А матушка Светлана рассказывает, что любила его очень, поэтому пошла за ним. К этому времени молодые люди пережили страшную трагедию – потерю первенца. Решение служить Богу стало началом новой жизни для них обоих.
Сегодня у отца Сергия и матушки Светланы трое детей – двадцатилетний Михаил, шестнадцатилетняя Маша и тринадцатилетний Ваня. И это еще одна удивительная история, ведь врачи ставили матушке диагноз бесплодие.
– Это же чудо? – спрашиваю я.
– Да чудо – вообще жить, – отвечает батюшка. – Просто мы лишь что-то экстраординарное воспринимаем как чудо. А на самом деле солнышко взошло, птички поют – уже чудо, Божье произволение. Надо видеть все это и радоваться.
Михаил и Маша учатся в исовском техникуме по специальности «Маркшейдер», Ваня мечтает стать поваром. Отец Сергий и матушка Светлана знают, что кем бы ни стали их дети, у каждого из них уже есть внутреннее ядро, стержень, который закладывается в детстве и со временем проявляется, работает, помогает в жизни.
– Как сказал Господь: Царство Небесное малым зерном вселяется в душу человеческую, как оно растет, неизвестно, но вырастает большим деревом, говорит отец Сергий.
«Ни секунды не колебался никогда!»
Следующий вопрос, пожалуй, можно было и не задавать: хотели бы Вы, батюшка, что-то поменять в своей жизни?
– Ни одного мгновения! Бывало когда-то, нападали моменты уныния: что же такое? Вот и храм есть, и много чего сделано, почему же спит народ, как его расшевелить? Но что касается судьбы священника, ни секунды не колебался никогда! Потому что другого мира для меня не существует.
– Не чувствовали ли Вы когда-нибудь, что Вы какой-то избранный?
– Какой избранный! Прокаженный! Господь говорит: кто хочет быть главным, да будет всем слугой. Когда священнику кланяются, целуют руку, нужно помнить, что это не ему, а через него благословляющую Божию десницу целуют. Священник – постоянный слуга. Служишь людям и Богу. И получается, что вроде бы ты и начальник, но с другой стороны, всем слугой становишься. И даже когда что-то делаешь, не ты это делаешь, а Господь через тебя.
Походный храм
Надо сказать, что храм на Ису не всегда носил имя святых Зосимы и Савватия.
– Сначала на Исовских приисках был организован «походный» храм Казанской иконы Божией Матери, первым настоятелем которого был Петр Мамин – брат писателя Мамина-Сибиряка, – рассказывает сегодняшний настоятель исовского храма иерей Сергий Дубровский. – «Походный» храм не справлялся с большим потоком прихожан, ведь в те времена центром района был Ис. Окормлять необходимо было все большее количество людей.
Поэтому понадобился храм стационарный, который и был возведен и освящен в 1908 году. Стоял храм на пустыре, через дорогу от нашего сегодняшнего храма. Вот его-то и освятили в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких. По воспоминаниям местных жителей, храм был красив не только внешне, но и был богато украшен внутри, ведь местные золотопромышленники не скупились на пожертвования.
Весточка из прошлого века
– К сожалению, в 1918 году начались гонения на церковь в нашем районе, – продолжает отец Сергий. – Настоятеля нижнетуринской церкви отца Александра Андрианова расстреляли большевики. Александр Ашихмин, настоятель исовского храма, был вынужден уехать и сгинул в эмиграции. В 1919 году храм на Ису был разрушен. Некоторое время в поселке, на Песчанке, существовала молельная комната в честь Святителя Николая. В 1936 году религиозная деятельность была запрещена официально.
Лет десять назад отцу Сергию написали родственники иерея Александра Ашихмина. Оказалось, что у них хранится последнее письмо прадеда, присланное из Владивостока. Отец Александр тогда садился на паром. Куда и зачем он поплыл – неизвестно.
И это – первая удивительная история, которую я услышала от иерея Сергия Дубровского, ведь это и впрямь удивительно – через век получить весточку от своего предшественника.
Аще не Господь созиждет дом…
Сделано в Зосимосавватиевском приходе немало. Все здесь красиво, ухоженно.
– Сделано это трудом многих людей прежде всего, – говорит батюшка. – И по Божьему произволению.
И вот вам еще одна удивительная история. Отец Сергий рассказывает:
– Однажды вечером я смотрел что-то в Интернете. Вдруг увидел рекламу: делаем бесплатно колокола для храмов. Нажимаю на ссылку, на следующий день приходит письмо – рекомендуем написать вот по такому-то адресу. Написал, получаю ответ: проблем нет, колокола вам будут через две-три недели. И в самом деле, через две недели нам привезли колокола.
Но на этом история не заканчивается.
– И вот мы сидим и думаем, что же нам с этими колоколами делать, колокольни нет. Хотя бы звонницу сделать. Вспомнили, есть один хороший человек, может быть, он нам поможет. Он и вправду согласился. Мы готовим три проекта, распечатываем. Приходит мастер, начинаем общаться: «Вы вот хотели помочь нам стоечку для колоколов сделать… А может, посмотрите вот такую? А может, колоколенку?» И он соглашается. И вот, когда вся страна сидела взаперти в коронавирус, мы строили колокольню. Люди помогли со всех сторон.
И, конечно, Бог. Без Него все усилия были бы напрасны. Как говорится в одном из псалмов: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии», что в переводе на русский означает: «Если не Господь созиждет дом, напрасно трудятся строящие его».
Портрет с императором
Удивительна и история рода отца Сергия. Один из его прадедов, к сожалению, был репрессирован и расстрелян в Воронеже. Другой, по отцовской линии, жил в Санкт-Петербурге, служил в Гренадерском полку. Однажды тетя батюшки в Храме на Крови увидела старинную фотографию – император Николай II в окружении гренадеров. В одном из гренадеров она узнала своего деда – молодого, бравого. Копия этой фотографии бережно хранится в семье отца Сергия. Правда, после Октябрьского переворота, с такой биографией, прадед вынужден был уехать из столицы на Урал.
«Он тебя ведет»
Не так давно отец Сергий и прихожане решили установить поклонный крест, чтобы увековечить место, где когда-то был храм. Обратились в ритуальное агентство. И крест храму изготовили – директор распорядился из Башкирии привезти гранит-монолит, из него-то и вырезали поклонный крест, который красуется сейчас на входе в храм преподобных Зосимы и Савватия.
Кстати, нашелся и художник, оформивший основание под стать кресту.
– Вы какие-то чудеса рассказываете, батюшка.
– Если Господь управляет твои дела, он тебя ведет, – отвечает отец Сергий. – И еще: под лежачий камень вода не течет. Есть такое правило – старайся в день сделать хотя бы одно доброе дело, пусть даже маленькое. Мы с матушкой даже шутим так: она говорит: «Иди гвоздь вбей», а я ей: «У меня одно доброе дело сегодня уже сделано, записывайтесь на завтра».
Приход – весь поселок
Приход на Ису большой – весь поселок.
– Однако костяк – это всегда небольшое количество народа. Будь это кафедральный собор или маленький деревенский храм, это группа с десяток человек. Та основа, на которую священник может всегда опереться, рассказывает иерей Сергий Дубровский. – Завуч воскресной школы, учителя, кто-то по хозяйственной части, регент.
– Староста нашего прихода – Иван Гаврилович Рудаков, – продолжает священник. – Он очень многому научил меня, многое подсказал. Иван Гаврилович помог мне воспитать в себе дипломатичность в общении с людьми. Я очень благодарен ему за это. Когда-то я мог и шашку наголо…
Сейчас буйный нрав стараюсь не выпускать наружу, особенно при работе с людьми. Выходя из дома, ты понимаешь, что сейчас речь идет не о тебе, а об авторитете Церкви. И кто я такой, чтобы его разрушать. Отцы столетиями, тысячелетиями формировали это восприятие Церкви Христовой. Я всегда помню о том, что ряса, священнический сан – это не показатель твоего статуса, а показатель ответственности. Прежде всего перед Богом, перед теми людьми, которые к тебе приходят, перед самим собой.
Главное желание
– Мы не оставляем идею строительства храма, потому что как бы мы здесь красоту ни наводили, все-таки надо все возвращать на круги своя, – говорит отец Сергий.
Я написала желание, а не мечта, потому что батюшка, улыбаясь, поправил меня, сказав, что мечты не есть хорошее и правильное занятие, это – парение ума. Но мой ум все же воспарил, и увидела я, как на пустыре, где когда-то и находилась Зосимосавватиевская церковь, стоит красавец-храм с тем самым удивительным куполом в виде огромной луковицы…
Да будет так!