Каждый, кто соприкасается с искусством, будь то ученик художественной школы или уже состоявшийся художник, тот знает, творить и создавать – это большая ответственность, но в то же время радость. О том, какое оно, современное искусство, мы поговорим с директором Детской художественной школы Нижней Туры Марией Сергеевной Собяниной.
− Мария, для полноценного знакомства расскажите немного о себе?
− Меня зовут Собянина Мария Сергеевна, родилась я 07.09.1985 года в Северо-Казахстанской области. В 1995 году переехали в Нижнюю Туру. Училась и закончила с отличием Нижнетуринскую общеобразовательную школу №2. Во время учебы увлекалась театральным искусством, волейболом и баскетболом. После окончания школы уехала в Екатеринбург для поступления в железнодорожный институт, но судьба распорядилась иначе, и учебу я продолжила в Уральском государственном экономическом университете, на специальности «Экономика труда и управление персоналом». Здесь я познакомилась со Студенческим движением, а именно, была 2 года командиром отряда «Эллада». Такой опыт дружбы, сплоченности, любви, человеческих отношений вы нигде не найдете. Окончив институт я проработала 2 года заместителем директора по АХЧ в ДШИ, а затем 10 лет экономистом по специальности в централизованной бухгалтерии культуры. Семейный статус - в разводе, воспитываю 2-их замечательных сыновей: старший сын Иван 16 лет и младший сын Антон 8 лет. В 2020 году устроилась заместителем директора по общим вопросам в Нижнетуринскую детскую художественную школу, на данный момент являюсь директором.
− Работа директора в художественной школе отличается от обычного руководителя? Сложно было начинать?
− На самом деле, мне сравнивать не с чем. Первый опыт руководящей деятельности у меня начался именно в Художественной школе, чему я очень рада. Предыдущий руководитель, Румянцев Владимир Михайлович, остался в школе работать преподавателем. Я не редко пользуюсь моментом и обращаюсь за советом, а где-то и за поддержкой! Все-таки 35-летний стаж руководителя. Конечно, сейчас многое изменилось, и в программе образования, и в нормативно-правовых актах. Единственное, что кардинально изменилось, это подчиненность учреждения. Теперь наш учредитель - Министерство культуры Свердловской области. В моей работе мне помогают и коллеги с соседних городов, с каждым годом знакомств становится больше, и возникающие сложности решать гораздо проще. Очень помогают и курсы повышения квалификации, организованные Министерством культуры. Одним из запоминающихся и продуктивных была программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере культуры и искусства», организатором был Екатеринбургский государственный театральный институт. А так работа руководителя в любом учреждение она уникальна и специфична, нет шаблона, всегда приходится быть готовым к разным ситуациям. Бывают моменты и ситуации, когда кажется, ничего сделать нельзя, или все, решение только одно..., но на этот случай есть одна русская поговорка: «Утро вечера мудренее!»
− Что нравится в работе больше всего? И есть ли то, что раздражает/выводит из строя?
− В работе очень нравится творчество, каждый день соприкасаешься с красотой! Приходят малыши, их учат цветоведению, законам рисования и вот после первой четверти, на просмотре итоговых работ, ты видишь результат этого титанического труда, вернее труда преподавателей. Моя задача как руководителя, обеспечить функциональность и взаимодействие учреждения. Наверное, на вопрос, что меня выводит из строя я не отвечу, так как, приходя на работу, ты каждый день сталкиваешься с какими-нибудь трудностями, то кто-то заболел, то что-то сломалось, то нет средств, то дети не хотят ехать на конкурс, то надо помочь коллегам и т.д..
− Какая художественная школа сегодня?
− Сегодня художка ничем не отличается от того времени, когда была открыта. Также является школой дополнительного образования, где учат изобразительному искусству. Здесь мы прививаем детям вкус видеть красивое, казалось бы на первый взгляд, в обычном. Ребята не сразу понимают, кто из них будет профессиональным художником, дизайнером, архитектором, может даже реставратором. Сейчас при введение федеральных государственных требований к образовательным программам стало труднее конкурировать с общеобразовательными школами, в которых очень много дополнительных занятий. Также в нашей художественной школе можно научиться не только рисовать, но и лепить из глины, пластилина, делать коллажи, расписывать керамику, вышивать и создавать другие произведения искусства.
− Расскажите о педагогическом коллективе школы.
−Педагогический коллектив это главный «элемент» нашего локомотива, на которых вся ответственность в воспитании и обучении детей. Сейчас состав педагогического коллектива 7 человек. Из которых 2 преподавателя начинали свою деятельность с открытия школы (Румянцев В.М. и Румянцева Л.В.) и 5 преподавателей - это ученики школы. Стаж работы 3 преподавателей более 25 лет, это Жукова И.И., Медведева Т.П. и Силантьева А.В.. У Казаковцевой Ю.А. стаж работы составляет 7 лет и самый молодой специалист, работает в школе всего 2 месяца, Кривошеева К.М.. Все педагоги имеют квалификационную категорию, кроме Ксении Михайловны. Педагогический коллектив готов к постоянному развитию и совершенствованию своих навыков и знаний. Постоянно принимает участие в семинарах, курсах повышения квалификации и других мероприятиях.
− Как и чему Вы учите своих учеников, есть у Вас какой-то особенный взгляд на обучение?
− На самом деле, мы приверженцы классического академического рисунка. Но на теоретических занятиях мы используем современное оборудование, такие как: проектор, интерактивные доски, графические планшеты, мобильный класс. Пользуясь случаем, скажу, что все это оборудование и еще многое другое мы приобрели за счет национального проекта «Культура». Что касается отдельного взгляда на обучения, то наверное можно ответить, что это не взгляд, а больше подход, индивидуальный подход к каждому ребенку. Преподаватель учитывает тот факт, что все дети разные: кто-то талантлив от природы, и его достаточно только направить и у него получается все с первого раза, а кому-то приходится упорно стараться, тренироваться, чтобы достичь хоть какого-то результата. На самом, деле учиться в школах дополнительного образования, это колоссальный труд и самодисциплина, которая в жизни очень пригодится нашим ученикам.
− Поделитесь успехами Вашей школы и Ваших учеников за последнее время. Наверняка грамот и дипломов за все годы очень много.
− Действительно, вы правы, грамот и дипломов очень много. Каждый месяц ребята участвуют и в очных конкурсах и заочных, где отправляются только работы участников. Одним из значимых событий я бы назвала выставку работ Василисы Кудриной -«Посвящение Романовым» в Свердловском областном краеведческом музее им. О.Е. Клера «Дом Поклевских-Козелл». Поздравление Василиса принимала от Учайкиной Светланы Николаевны - Министра культуры Свердловской области, члена ассоциации художников. А еще в 2023 году нашей школе исполнилось 35 лет. Была юбилейная выставка работ преподавателей и учеников, она радовала жителей нашего города в Нижнетуринском Краеведческом музее.
Касаемо масштабного события, может быть, это не совсем относится к нашей школе, но 13 декабря 2024 у наших коллег Детской школы искусств, 55-летний юбилей и в честь такого события организовывается совет директоров школ искусств, учредителем которых является Министерство культуры Свердловской области, а мы будем участниками данного мероприятия в качестве выступающих докладчиков, по обозначенным темам, а также мы готовим выставку изделий из керамики, ну, и конечно же, выставку из картин.
− Вы отслеживает, как складывается жизнь Ваших выпускников? Продолжили ли они художественное образование?
− Конечно, мы «посматриваем» за нашими выпускниками и очень гордимся за них, если они идут дальше по художественному направлению. Ребята не забывают нас и приезжают к нам в гости. А если обратиться к цифрам, то за 2 года из 16 выпускников 3 ребят пошли учиться дальше по нашему направлению, остальные продолжают учиться в школе, но мы надеемся, что в жизни им очень пригодится знания, которые они получили в художественной школе!
− Существуют ли сейчас какие-то нерешаемые проблемы в ДХШ?
− Если обратиться к философии, то вы же знаете, что нет проблем, которые нельзя решить! (смеется) Но если вернуться к школе, то конечно, как и у любого бюджетного учреждения есть трудности с финансированием, отсюда проблемы кадровым составом, с состоянием помещения, например, требуется капитальный ремонт. Само здание школы расположено очень далеко от центра города, и, к нашему сожалению, эту проблему мы пока решить не можем.
− А какие планы на будущее художественной школы?
− Вообще-то у нас в планах как можно больше охватить детей художественным образованием! Для этого нам необходимо дополнительное помещение. Еще мы потихоньку набираем обороты в оказании платных услуг, стараемся придумывать интересные и полезные мастер-классы.
− Пушкинская карта. Какие мероприятия реализуются через эту программу?
−Так как мы являемся учреждением культуры, то имеем возможность предоставить подросткам в возрасте от 14 до 22 лет приобретение билетов по Пушкинской карте на такие мероприятия как: 1) живопись по сырому - эта техника рисования, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу. Такой способ возможен как в акварельной живописи так и при работе гуашью, всегда получается непредсказуемый результат;
2) жидкий акрил (Флюид Арт), если дословно перевести Fluid Art на русский язык, то получится - «текучее (подвижное) творчество». В этом и заключается суть техники рисования: жидкий акрил разных цветов по очереди или одновременно выливается на холст и смешивается уже на нем, образуя красивый абстрактный рисунок. Изменяя плотность и используемые цвета, вы каждый раз получаете уникальное произведение искусства в стиле абстракции. Картины акрилом на холсте - увлекательное занятие, с которым мы предлагаем всем желающим познакомиться;
3) уже почти знаменитое и многим полюбившееся гончарное дело. Глина – распространенный материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали ее. Поначалу пытались вылепить из нее самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные. Со временем, после того как был изобретен гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.
Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны. Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения.
Наша гончарная мастерская, в которой проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие мастер-классы дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.
Всю информацию о мастер-классах мы выкладываем в социальной сети «Вконтакте» в разделе «Афиша».
− А расскажите подробнее об этих мероприятиях? Как часто они проходят? Что именно делают гости? А возможно ли посещение этих занятий людям, не имеющим Пушкинскую карту?
−Вообще, мы полны энтузиазма и вдохновения. Поэтому стараемся организовывать новые увлекательные занятия для всех желающих. Регулярно мы проводим мини мастер-классы для детей-инвалидов и их родителей. Ребята уже делали подарки для пап и мам к 23 Февраля и 8 Марта, сувениры к Пасхе и многое другое. Также мы представляем нашу школу на общегородских мероприятиях, таких как День Города, День защиты детей или Ночь искусств. Жители Нижней Туры уже разрисовывали гигантскую разукрашку, посвященную городским достопримечательностям, создавали оригинальные открытки в необычной технике «шпаклевания» акриловой краской.
Все наши дополнительные занятия и мастер-классы позволяют их участникам не только развивать моторику и создавать новые нейронные связи в головном мозге, но и способствуют снятию ежедневного напряжения от обыденности, развитию творческого мышления, выплеску негатива, накопившегося от ежедневных забот. Они будут полезны абсолютно все желающим.
Именно поэтому наши регулярные мастер-классы доступны не только молодым людям, имеющим Пушкинскую карту. Мы рады видеть всех желающих разнообразить свой досуг. Единственное ограничение - возраст. Для Гончарного дела - от 6 лет, для Жидкого акрила - от 12 лет. Таковы требования техники безопасности.
Занятия проходят регулярно, Гончарное дело - 2 раза в месяц, Жидкий акрил - 1 раз в месяц. С расписанием мастер-классов можно ознакомиться на нашей страничке во «ВКонтакте».
− Поделитесь самой необычной подделкой? Что необычного творят на Ваших МК?
− Этот вопрос самый простой и самый трудный одновременно. У наших гостей на мастер-классе «Жидкий акрил» получаются всегда удивительные, неповторимые картины. А вот что касается «Гончарного дела», то тут ситуация иная – глина не терпит спешки и быстроты. Получаются очень разные изделия, как говорит преподаватель мастер-класса –«Миску для кошки Вы всегда слепите», это, конечно же, шутка. В большинстве случаев получается изготовить небольшие кружечки, тарелочки, горшочки, вазочки, подставки для свечей, вообще любую вещь можно приспособить под что-нибудь, она ведь сделана твоими руками. А самая запоминающая поделка стала разделенная надвое тарелка, в виде «Инь и Ян», делали студенты, очень необычно получилось.
− Все свои творения гости забирают с собой?
− Да, конечно, все что гости «натворят», забирают с собой, но не сразу. Жидкому акрилу необходимо время высохнуть, примерно, 24 часа, а вот изделия из глины более капризны: сначала изделие высыхает 1,5 недели, затем проходит стадию обжига, далее покрывается глазурью и опять обжигается. Таким образом, готовое изделие можно забрать домой через 2 недели.
− Искусство в современном мире играет важную роль, как Вы считаете? И почему?
− Да, безусловно, искусство играет важную роль в жизни людей, так как оно может помочь нам лучше понимать мир и самих себя, а также расширять наши горизонты и возможности. Во-первых, искусство позволяет нам выражать свои мысли и чувства через различные формы искусства, такие как музыка, живопись, литература, театр и т.д. Это помогает нам делиться своими мыслями и эмоциями с другими людьми и находить общие интересы. Кроме того, искусство может помочь нам развить нашу креативность и воображение. Оно стимулирует нас к творчеству и помогает нам находить новые идеи и решения. Наконец, искусство может быть использовано для обучения и образования. Оно может помочь нам понять различные культуры и истории, а также развивать наш культурный кругозор. В общем и целом, искусство играет важную роль в нашей жизни, помогая нам понимать мир, выражать свои мысли и эмоции, развивать нашу креативность, учиться и образовывать себя.
− Закончите интервью тремя словами.
− Красота внутри нас!