Как учителя Нижней Туры относятся к дистанционному обучению
Объем работы увеличился в разы, а качество образования упало. Навыки самоорганизации у детей, как правило, на низком уровне, а виноват во всем учитель. Мы спросили у нижнетуринских педагогов, как они относятся к дистанционной форме обучения, чем недовольны и какой поддержки ждут от родителей.
По понятным причинам, учителя попросили не указывать их имена. Скажем только, что это педагоги-предметники из разных школ города и у них есть классы как на дистанционном режиме обучения, так и на очном.
Непростые условия
Учитель А.:
– Все участники образовательного процесса на сегодняшний день оказались в непростых условиях.
Родителям не всегда удается правильно организовать учебный день ребенка, находящегося на дистанционном обучении. А у детей зачастую слабо развиты регулятивные навыки, они не умеют сами планировать свой день. Часто вместо выполнения классной работы дети проводят время в социальных сетях или играют в онлайн-игры.
Я веду онлайн-занятия на платформе Zoom. К каждому уроку создаю презентацию, дополняю занятия видеофрагментами (которые нужно отобрать, просмотреть). Во время занятия обязательно демонстрирую экран, даю подробный комментарий по выполнению домашней работы. Однако многие ученики просто не выходят на онлайн-уроки или не включают камеру, поэтому понять, работает ли ребенок или создает видимость присутствия, невозможно.
У таких детей копятся невыполненные домашние задания. А потом начинается негатив в сторону учителя, который «так много задает».
Для качественной проверки темы я использую гугл-формы, как во время онлайн-урока, так и в домашних заданиях. Это тоже довольно трудоемкая работа. Я продумываю содержание каждого вопроса, форму ответа, время, которое потребуется ученику на каждое задание. Если ответ предусматривает использование картинки, рисунка, графика, схемы, таблицы, подбираю их наиболее тщательно, чтобы не ввести ребенка в заблуждение. Не меньше часа уходит на составление одной такой проверочной работы.
Очень тяжело проверять работы, когда необходимо прислать фото рукописного текста. Некачественные или перевернутые фотографии, на которых трудно разобрать текст, не очень хороший почерк – колоссальная нагрузка на зрение и позвоночник.
Не все дети высылают работы своевременно, тянутся бесконечные долги (и ночью, и в выходные отправляют). Задают вопросы: «А за что поставлена оценка?» Я все оценки в электронном дневнике подписываю, это всегда видно, следовательно, многие не смотрят мое сопровождение и не отслеживают своевременное выполнение заданий.
А нужно все успеть
– А ведь работа не заканчивается, – продолжает наша собеседница. – И вот крутится бесконечная «карусель» текущих работ, долгов, подготовка презентаций с обработкой и структурированием материала, просмотром видеофрагментов к урокам, плюс подготовка для детей, занимающихся в школе.
Работа «перетекла» в семью, потому что в школе невозможно все успеть. Дополнительные занятия заканчиваются в 16:30, заполнение электронного журнала, проверка заданий детей на очном обучении и т. д. Получается, живешь в одном временном пространстве, так как занятость с утра до поздней ночи.
А еще есть свой ребенок, который тоже учится, который ждет внимания и заботы. Хочется участвовать в жизни своего ребенка, заниматься полноценным, качественным воспитанием и развитием. И как-то приходится все успевать!
Учителям, поверьте, очень нелегко
Учитель А. призывает прежде всего уважать друг друга и не забывать, что учитель, ребенок и родитель «плывут в одном корабле» и в одном направлении, поэтому нужно объединять свои усилия и старания, а не ссориться, обвиняя друг друга в бездействии!
– Я люблю свои предметы, они интересные, дают представление о целостности нашего мира, развивают! Жаль, что не всем это нужно, потому что есть такие дети (и по другим предметам в том числе), которые ни разу в четверти не обозначили себя. Не выслали ни одного задания, не поучаствовали в онлайн-уроках и имеют много задолженностей.
У родителей таких детей один ответ: «Мы все сдадим!» Возникает вопрос: «А когда учитель должен проверить ВСЕ эти работы?».
Сегодня все находятся в сложной ситуации. И учителям, поверьте, очень нелегко! Помимо уроков, есть еще и классное руководство, исследовательские проекты с детьми, конкурсы, олимпиады и их проверка, ВПР и анализ данных работ, курсы повышения квалификации учителей, много другой бумажной отчетной работы, которую нужно своевременно сдавать.
Подводя итог, хочу сказать, что дистанционная форма обучения не должна быть основной. Она может быть только вспомогательной, направленной на закрепление знаний. Учитель и дети на уроке в школе взаимодействуют гораздо эффективнее, нежели через выключенные камеры в Zoom. Надеюсь, что вскоре все дети вернутся в школу.
Главная боль – качество
Учитель Б.:
– Главное, что меня тревожит и чем я недовольна – качество образования при дистанционном обучении страдает в любом случае. Как бы я ни старалась дать материал, дистанционно до ребенка не донести того, что можно дать на уроке в школе.
Есть сложные темы, которые очень трудно объяснить, не видя ребенка. На уроке в классе я вижу по взгляду ученика, понял он тему, вопрос, проблему или нет. И тут же могу корректировать, объяснять индивидуально. На дистанте такого контакта нет. Ты не знаешь, понял тебя ученик или не понял.
Сейчас сложилась такая ситуация, когда для ребенка главное – отправить файлы с «домашкой» учителю. Неважно, что там, и как выполнено задание. Главное – просто отправить. А ведь на дистанционном обучении практически невозможно контролировать, как ученик усвоил материал. По работе видно, что ребенок списал все из интернета или у одноклассников. Но снизить оценку я не могу, потому что формально все сделано верно.
По проверочным работам после весеннего дистанционного обучения все увидели, что качество сильно снизилось. И это прежде всего связано с тем, что у учителя нет возможности контролировать процесс обучения.
Ребенок пойдет по самому простому для себя пути. Найдет в интернете, скопирует, вставит. И отправит учителю. По факту, знаний в голове никаких не останется. И если дистанционное задание выполнено на отлично, то выполнить его так же в школе дети уже не могут. Потому что не вникали, не делали того, что запланировал им учитель на уроке. Успеваемость падает, родители бьют тревогу.
Отложить и свалить
– Проблема также в том, – продолжает учитель Б., – что дети откладывают учебу на «потом». Днем ребенок может заниматься всем, чем хочет. У него нет самоорганизации, самодисциплины, которая сейчас в этой реальности очень важна. Вечером родитель приходит с работы, а ребенок ничего не сделал. Ребенок пытается себя защитить и говорит родителю, что задание выложили поздно или оно очень большое и он не успевает. В итоге во всем виноваты учителя – им лишь бы заданий надавать и все.
Есть, конечно, и хорошо мотивированные дети, которые занимаются самостоятельно и дополнительные материалы смотрят. Но таких – единицы. А остальным на дистанте трудно, из-за того, что нет регулятивных навыков. Из-за невозможности даже составления режима работы на день.
Нескончаемая гора
Наша собеседница отмечает, что на дистанте трудно всем, и ученикам, и учителям, и родителям:
– У учителя при дистанционной форме обучения работы гораздо больше. Больше времени уходит и на подготовку к уроку, и на проверку заданий. Это не привычный урок, в конце которого ты собрал сразу все тетради класса и можешь их проверить. Дети сдают в разное время, кто-то затягивает сдачу и на несколько недель. В итоге у учителя нескончаемая гора «домашек».
И почему-то все забывают, что учителя – это тоже люди, которые должны отдыхать, у которых тоже должны быть выходные и время на собственную семью, на себя. А дети и родители пишут в мессенджеры и даже звонят в любое время дня и ночи.
Родители считают, что учитель на дистанте просто отправил детям задание и все. Но это не так. Плюс мы, учителя, тоже ведь оказались в новых непростых условиях, тоже вынуждены перестраиваться.
Навыки для жизни
– Моя цель на дистанционном обучении, – говорит учитель Б., – не столько научить каким-то предметным навыкам, сколько дать метапредметные умения. То есть прочитать, найти и выделить главное, составить план, формулировать мысли тезисно, а не списывать предложения из учебника. Все задания, которые я даю детям, сначала решаю сама. Если нужно заполнить таблицу, сначала сама ее заполняю, обязательно в графах оставляю свои примеры, чтобы ребенок видел, как я это сделала, и понимал, как ему нужно делать.
На очном обучении учитель мотивирует ребенка учиться с помощью интересных уроков, различных заданий, он применяет и какие-то театральные методы и пр. На дистанционном режиме мотивировать ребенка учиться должен родитель. Именно родители сейчас должны развивать у ребенка чувство ответственности, навыки самоорганизации и самодисциплины, самоконтроля, потому что учителя сейчас в этом бессильны. Эти навыки ведь пригодятся не только в школе, но и вообще во взрослой жизни. Уважаемые родители, призываю вас: займитесь развитием у ребенка мотивации к учебе. Ведь именно мотивация к учебе является основой успешности.
Фото: forexdengi.com