Чем вредны пятерки и почему отличник в школе не отличник в жизни?
От чего зависит, какие оценки ребенок будет приносить из школы? И можете ли вы «слепить» из ребенка отличника? Об этом нам рассказал Николай Ягодкин, основатель центра образовательных технологий Advance и автор книги «Энциклопедия детской мотивации».
Николай Ягодкин утверждает, что сделать из ребенка отличника можно. Причем разными способами. Главный вопрос – для чего?
Главное – оценки?
Можно заставлять ребенка учиться, навязывать ему репетиторов, жестко наказывать за любые неудачи в учебе. И вполне возможно, вы получите послушного ребенка, который будет носить вам хорошие оценки и не будет вас огорчать. Однако на этом его достижения могут и закончиться. В жизни такой человек, скорее всего, не будет успешен.
Свои цели
Вспомним ситуацию девяностых годов, когда вдруг резко появилась возможность заниматься бизнесом, а система государственного планирования в одночасье закончилась. В то время огромное количество двоечников и троечников стали успешными предпринимателями, а люди с золотыми медалями и красными дипломами пошли к ним как наемные работники.
Почему так произошло? Они всю жизнь тренировались достигать поставленных извне целей, не были самостоятельными и не могли вовремя отказаться от каких-то социально значимых вещей для реализации заветной цели (не маминой и папиной, а своей). Это потребовало бы от них встретить социальное осуждение и преодолеть его.
Только спокойствие
Если ребенок всегда был отличником, надо смотреть на его внутреннюю мотивацию. Часто первую скрипку играет негативная мотивация: страх провала, осуждения со стороны родителей, наказания, страх того, что рейтинг в социальном окружении упадет и т. д. Родители должны отдавать себе отчет, что это невротические проявления, и они будут отравлять ребенку жизнь.
Отличник, который не умеет получать и грамотно переживать двойки, делать из них выводы и спокойно двигаться к реализации своих целей, более печальный вариант, чем двоечник, который на все смотрит спокойно, привык получать двойки и «не париться». Такие люди намного более успешны в жизни, потому что они легче переносят неудачи. А жизнь, как известно, состоит не только из пятерок.
«Обязательно» против «интересно»
Другое важное качество – это умение учиться.
Большой вопрос – умеет ли отличник учиться самостоятельно. Его время полностью распределено между обязательными школьными предметами, в то время как у двоечника есть свободное время, которое он тратит на то, что ему интересно.
Частая ситуация: ребенок является махровым двоечником в школе, но уделяет время и развивается в хобби, которое ему интересно, например в программировании. Такой ребенок уже в 7–8 классе спокойно может создавать простых телеграм-ботов или какие-то другие программы.
Получается удивительная ситуация. С одной стороны, ребенок уже успешен в профессиональной области. А с другой стороны, в школьной системе оценивания – это кандидат на отчисление или потенциальный второгодник.
На чем поставить крест
Есть некоторые частные школы, которые в старших классах практикуют следующую схему: они дают ученикам такой объем заданий, который невозможно выполнить физически. Дети, сталкиваясь с этими трудностями, должны выбрать, что для них в жизни важно. Это очень полезный эксперимент, который дает понять, что любой выбор – это ограничение (в том числе ограничение успешности).
Школьник может и должен выбрать те предметы, которые будут для него определяющими. Например, для поступления по выбранной специальности.
На всем остальном логично сразу ставить крест. Если гнаться за всеми зайцами, время, которое нужно инвестировать в целесообразное направление, будет потрачено зря. Ничего хорошего ни для психического здоровья ребенка, ни для того, чтобы он был эффективным по жизни (и мог отличать, что ему нравится, а что нет), мы в этой ситуации не получим.
Поэтому делать из ребенка отличника категорически не стоит.
Кстати
Как помочь ребенку войти во взрослую жизнь с полным осознанием того, кем он хочет быть? Воспользуйтесь сайтом «Билет в будущее», который реализуется по поручению Президента Владимира Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка». Здесь можно пройти необычные профориентационные тесты и стать участником фестиваля профессий. Проект реализуется за счет государственной субсидии, поэтому все сервисы для детей и родителей предоставляются бесплатно.