В пандемию кредиты в микрофинансовых организациях брали даже бизнесмены

Рейтинг:
( 0 Rating )

С 2018 года в России поэтапно меняется законодательство в сфере работы микрофинансовых организаций (МФО). Определенное время этот сегмент был головной болью для Центрального Банка, и долго обсуждалось, какие же инструменты регулирования можно к нему применить, чтобы сделать более цивилизованным и закрыть потребительский спрос, который с годами меньше не становится.

– Было сделано достаточно много, и сейчас по итогам 2020 года мы видим, что МФО достойно прошли этот период, – говорит заместитель начальника Уральского главного управления Банка России Светлана Фурдуй. – Из ключевых нововведений, которые позволили стабилизировать рынок МФО, я бы назвала введение более жестких требований к руководству и уставному капитулу. В ЦБ понимает, что рынок МФО должен регулироваться сбалансировано, и если слишком его контролировать, он перестанет быть гибкими для потребителей. А ведь именно благодаря гибкости МФО могу быстро выдавать займы, менять бизнес-модели в условиях кризиса. Банки так работать не могут, поэтому потребность клиентов в быстрых кредитах на самые разные суммы закрыть не в состоянии. Но вместе с этим, ЦБ в своих требованиях пытается сделать рынок МФО более устойчивыми, и это удается. Например, в 2020 году в Уральском федеральном округе с рынка ушли 40 МФО. Большинство их них закрылись цивилизованно – часть просто прекратили бизнес, часть присоединились к более крупным игрокам. Только в 7 компаниях были сложности, которые, в итоге, все равно грамотно разрешились.

По слова Светланы Фурдуй, всего за прошлый год микрофинансовые организации УрФО выдали займов на 13 миллиардов рублей – это такой же объем, как и 2019 году. В частности, в Свердловской области спрос на МФО вырос на 20%, в Курганской – на 70%, а в Башкирии упал на 23%.

Такой разброс Светлана Фурдуй объясняет изменением в структуре кредитов. Например, в Башкирии спрос сократился из-за того, что с рынка ушли компании, которые выдавали небольшие суммы до зарплаты. Этот сегмент, в целом, по округу уменьшился на 30%. К такому падению привели изменения в законе, помноженные на возросшую осторожность МФО в работе с физическими лицами.

А вот рост показателей на Среднем Урале и в Курганской области связан с тем, в уставном капитале некоторых МФО появилась доля государственного участия, что позволило им нарастить число договоров с юридическими лицами. Вообще, почти половина займов, выданных МФО в прошлом году, а это порядка 6 миллиардов, пришлись именно на малый и средний бизнес. Их доля в общей структуре кредитования в УрФО относительно 2019 года возросла на 20%.

– Ставка для бизнеса в некоторых МФО была 4,5% – такого даже банки не предлагали, – поясняет ситуацию председатель Совета саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие» Эльман Мехтиев. – Конечно, заработавшие льготные программы в период пандемии сразу привлекли внимание малого и среднего бизнеса. Но как только льготное финансирование закончится, то и интерес уменьшится.

По словам Эльмана Мехтиева, еще одной особенностью прошлого года можно назвать приток в МФО клиентов с хорошей кредитной историей. 80% клиентов микрофинансовых организаций не могут подтвердить свой доход, а в кризис начался приток надежных клиентов. Это молодые люди, которые обычно обслуживаются в банках, но из-за того что в пандемию не весь финансовый сектор успел быстро перестроиться, они обратились за деньгами в МФО.

– Клиенты в целом стали более ответственными в пандемию. Потребительская модель поменялась, и многие решили закрывать долги. Да, спрос периодами повышался, мы фиксировали пик – рост на 35%, – продолжает Эльмана Мехтиева. – Но также было и сильное падение, когда офлайн-работа была запрещена. Даже в конце года, когда обычно наступает предновогодний ажиотаж, спрос вырос всего на 5%. Что касается задолженности, то она увеличилась во втором квартале, но в третьем показатели уже стабилизировалась. И МФО и клиенты показали ответственный подход, и кризис все прошли лучше, чем ожидалось.

Светлана Фурдуй отмечает, что Центральный Банк рассматривает МФО как серьезную составляющую финансового рынка. Они не могут конкурировать с банками, но могут выступать их альтернативой, поэтому важно и дальше грамотно оздоравливать этот сегмент.

Источник: Уральский рабочий

РСЯ 1140px

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями:
Поставьте оценку:
Рейтинг:
( 0 Rating )
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
0 символы
Вложения (0 / 3)
Укажите свое местоположение на карте

Редакция газеты «Время» Логотип газеты «Время»
624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А
+7 34342 2-79-62
РСЯ 1140px

ГАУПСО «Редакция газеты «Время»

624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А

Интернет: Логотип газеты «Время»

Телефон: +7 34342 2-79-62

E-mail: agent@vremya-tura.ru

Режим работы:
Пн.-Чт. 08:15 - 17:30, Пт. 08:15 - 16:15

RUB

Материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться

Главный редактор: +73434227666, redactor@vremya-tura.ru
WhatsApp +79533870146
Telegram: +79533870146

Корреспонденты: +73434227987, reporter@vremya-tura.ru

Отдел рекламы: +73434227962, reklama@vremya-tura.ru

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.