Георгий Черепанов – о нырянии за утонувшей техникой, силе духа и одиночестве на морской глубине
48-летний коренной житель Нижней Туры Георгий Черепанов работает начальником смены на НТГРЭС, занимается машинной техникой, ведет бизнес по поставкам технических газов, а в свободное время путешествует с семьей, увлекается дайвингом и подводной охотой.
«60 метров – это моя максимальная глубина погружения в любительском дайвинге. Ее мне хватает сполна» / Фото из архива Георгия Черепанова
И призвание, и хобби
Специальность водолаз-инструктор Георгий освоил во время службы на морфлоте в Севастополе. Признается, что о карьере подводника не мечтал, но благодарен судьбе за то, что попал в эту сферу. Желание превратить подводное плавание в хобби пришло спустя десять лет, уже после окончания службы. Во время семейной поездки на Черное море Георгий увидел дайверов и загорелся желанием тоже начать нырять ради удовольствия.
В гаражах у друзей нашел советский акваланг 1950-х годов, перебрал и восстановил. Связался со спасателями, добыл компрессор. Приобрел полупрофессиональное снаряжение. А затем начал нырять.
Быстро исследовал все местные речки и озера. Заметил, что глубины хорошие – около 20 м, а в теплых каналах вблизи электростанции можно плавать даже зимой. Сейчас на счету Георгия более тысячи часов, проведенных под водой.
Испытание на прочность
– Человек под водой остается наедине с собой. Он обязан контролировать ситуацию, справляться с возникшими трудностями и быстро принимать решения. По характеру я одиночка, меня не пугает ответственность и мне всегда интересно, как я поведу себя в различных экстремальных ситуациях, все ли смогу выдержать.
На прочность Георгий проверяет себя постоянно, в том числе помогая спасателям доставать из воды затонувшую технику. Однажды даже нырял рядом с авианосцем «Адмирал Кузнецов», чтобы достать упавший в акваторию тягач с прицепом. Прицеп поднял вдвоем с другим аквалангистом с 60-метровой глубины всего за два часа.
А в Ханты-Мансийском АО помог достать со дна затонувший трактор. Признается, что при нулевой видимости в черной мутной воде на глубине 25 м приходилось продвигаться на ощупь, по специальным веревкам. Бороться с большим течением, прицепляясь для страховки к тросам, чтобы не унесло потоком воды и чтобы не попасть под винты проходящих кораблей.
– Работать с напарниками в таких условиях – это большая ответственность. Сейчас, даже если кто-то просит меня научить его подводному плаванию или нырянию в паре, я отказываюсь. Человек должен быть профессионально обучен. Давать поверхностные знания и подготовку недопустимо, это опасно для жизни.
Георгий признается, что умение работать в одиночку сильно выручает его в жизни. Эта особенность характера помогла ему добиться всего, что он имеет сейчас.
– Я открыл свое дело, занялся грузоперевозками и сам доставлял грузы по стране. Когда ты едешь один на край России, ты лично отвечаешь за выполнение задачи и обязан все предусмотреть. Успех любого дела будет зависеть только от твоего упорства, подготовки и силы характера.
Без страха и колебаний
Георгий привык смотреть в лицо страхам и выявлять пределы своих возможностей. И даже любительские занятия дайвингом для него имеют цель переломить себя.
– Когда аквалангист погружается в темную воду, то он сперва дезориентирован. В кромешной темноте открываются разные фобии, о которых человек и не подозревал ранее. К тому же под давлением реальность воспринимается иначе. При глубине более 30 метров человек чувствует такое же опьянение, как после выпитого бокала вина. И чем глубже он погружается, тем сильнее это ощущение.
Однажды я зацепился под водой за корягу. Дотянуться до этого места и освободиться было невозможно. При мне был фонарик и баллон с воздухом примерно на час. В такие моменты помочь себе можешь только ты сам. Выхода два: ты либо впадаешь в панику и начинаешь метаться из стороны в сторону, либо берешь себя в руки, трезво оцениваешь ситуацию и находишь решение.
Помню еще один случай. Зимой я нырнул под лед за рыбой без акваланга и потерялся. Пришлось быстро ориентироваться, с какой стороны берег, и перпендикулярно от него резко выходить из-подо льда. В такие моменты от правильности твоих действий, от верной оценки ситуации зависит твоя жизнь, – поясняет Георгий.
Именно это и цепляет его больше всего: адреналин и азарт.
– У меня что в бизнесе, что на работе та же самая ситуация. Так как я начальник смены на НТГРЭС, оперативник, я должен быстро оценить обстановку и мгновенно принять решение, чтобы не допустить ненужного развития ситуации. Это умение уже стало и чертой характера, и образом жизни. В этом весь я.
Лучший отдых
Активный и экстремальный. В прошлом году мы с супругой были на Эльбрусе, поднялись на машине, а затем и на снегоходах на высоту 5500 м. Сейчас мечтаю понырять на Байкале, в водоемах в Мурманске и Карелии.
Меня больше всего вдохновляет...
Моя семья. Когда рядом люди, которые тебя поддерживают и разделяют твои интересы, хочется делать все.
Большая мечта
Это прыжок с парашютом. Этим я еще не занимался!
Наша семейная традиция
Быть вместе. Совместные путешествия по выходным – один из таких способов.
Свое первое погружение под воду в «снаряжении» Георгий совершил в возрасте шести лет вдвоем с братом. Заинтересовавшись работой водолазов, мальчики раздобыли противогаз и по очереди начали нырять в нем… в ванне.