Что такое гендерное воспитание и насколько оно важно для современных дошколят
Ирина Тульженкова в детском саду «Гнездышко» работает уже шестнадцатый год. Начинала младшим воспитателем, а через пять лет стала воспитателем. В молодости курировала дворовый клуб во Дворце пионеров. Какое-то время мечтала стать учителем начальных классов. Но не сложилось. Хотя у Ирины Владимировны осталась твердая уверенность, что жизнь ее будет связана с детьми. Так и случилось.
Гендерное воспитание – одна из давних и основных тем работы Ирины Владимировны с детьми. Чуткий и внимательный педагог практикует особую систему воспитания и с малых лет знакомит ребят с социальной ролью, моделями поведения и общественными ожиданиями в связи с их половой принадлежностью.
По словам воспитателя, современные системы дошкольного образования зачастую не уделяют этим вопросам должного внимания. А зря.
– Мир мальчиков и мир девочек – это две противоположные вселенные. Мальчики и девочки по-разному смотрят на этот мир и по-разному видят его, по-разному слушают и слышат слова взрослых. По-разному говорят и даже по-иному молчат, и каждый по-своему чувствует и переживает происходящее с ним. Поэтому разнополых детей невозможно воспитывать одинаково.
Дочки-папочки
– Я часто напоминаю родителям, что при воспитании девочки папа должен принимать активное участие. Его задача искренне восхищаться своей дочкой, говорить, какая она красавица и умница, хвалить и поддерживать ее. Обязанность мамы – учить девочку, как быть женщиной, прививать чисто женские качества, такие как доброта, мягкость, заботливость.
Любая критика должна быть максимально бережной и корректной. Стоит помнить, что в будущем девочка будет выбирать себе спутника жизни исходя из того, какие у нее были отношения с папой. А то, насколько она сможет реализовать себя как женщина, будет зависеть от «багажа», заложенного мамой. В современных реалиях от девочек часто требуются лидерские качества, решительность, инициативность, умение отстаивать свои интересы. И это также надо учитывать и помогать ребенку в проявлении этих качеств.
Мамин, но не маменькин
Что касается воспитания мальчиков, то здесь, вопреки распространенному мнению, у мамы отнюдь не второстепенная роль. Ее задача подчеркивать, какой сын мужественный и сильный, какой замечательный помощник и защитник. В будущем подросший мальчик будет сравнивать отношение мамы к нему и отношение спутницы жизни. Это определит его выбор. Задача папы в воспитании сына – привить ему мужские качества и уважение к девочкам.
По мнению Ирины Владимировны, современный мир требует от мальчиков проявления не только традиционно мужских качеств, но и общечеловеческих: терпимости, отзывчивости, умения позаботиться о ближних. Об этом также стоит помнить родителям при воспитании сына.
Технологии не заменят родителей
Ирина Тульженкова подчеркивает: первые знания о гендерных различиях дети получают через сказку и колыбельную.
– Раньше мамы пели разные колыбельные мальчикам и девочкам. Мама не просто убаюкивала и успокаивала свое дитя, но еще и обучала и воспитывала: мальчиков готовила стать воинами, девочек – продолжательницами рода и хранительницами семейной системы.
К сожалению, современные родители часто забывают не только петь колыбельные, но даже читать детям сказки перед сном. Все чаще включают малышу мультики или аудиокнигу на смартфоне, а сами уходят заниматься своими делами.
Современные технологии – это хорошо, но во всем этом нет искреннего родительского тепла и заботы. Важно, чтобы мама и папа сидели рядом с ребенком, чтобы он чувствовал их объятья, тепло и заботу, слышал их голос. Ощущение присутствия родителя для ребенка жизненно необходимо.
Синее и красное
О различиях между мальчиками и девочками «говорит» даже предметно-пространственная среда в игровых комнатах детского сада «Гнездышко».
– В игровой комнате мы сделали маркеры гендерных различий. Игровые зоны у нас разделены на две части: для мальчиков и для девочек. По нашим наблюдениям, для девочек не нужно много пространства, они любят уютные уголки и спокойные игры на семейно-бытовые темы. Мальчикам же для их активных и подвижных игр нужно намного больше пространства. Мы наполняли среду предметами, учитывая все эти нюансы, подбирали для детей подходящие игровые материалы и оборудование, – рассказывает воспитатель.
Бесценный труд
– Воспитатель – это самая замечательная профессия. Главное идти в нее по зову души, искренне любить детей и принимать их такими, какие они есть. Если ты не любишь детей, то в этой профессии тебе делать нечего. Пусть даже у тебя будет десять педагогических образований.
Я стараюсь окружать всех детей заботой, лаской и вниманием. А в ответ получаю массу положительных эмоций, любовь к жизни, оптимистичное к ней отношение, творческое вдохновение. Рядом с детьми я всегда ощущаю себя молодой и энергичной. Ведь в моей профессии нужно уметь все: петь, танцевать, лепить, фантазировать и играть часами.
Сегодня Ирина Владимировна развивает тему театральной деятельности с детьми. Признается, что ее большая мечта – поставить с ребятами мюзикл.
– Кто не умеет петь, будет танцевать, кто не умеет танцевать, будет читать стихи… Родители поддержали мою идею и даже предложили написать сценарий, подобрать музыку и сшить костюмы. Все родители моих воспитанников – замечательные люди, которые всегда откликаются и приходят на помощь. А также всегда принимают участие в мероприятиях и праздниках нашего детского сада. Они видят, чем живут их дети. Как воспитателю родители доверяют мне самое ценное, что у них есть – своих дочерей и сыновей.
Я очень горжусь своими воспитанниками. Надеюсь, они вырастут и сделают этот мир лучше. И в этом будет маленькая частичка и моей заслуги, моего труда, моей души и сердца.
Блиц-опрос для воспитателя
Дети научили меня… быть красивой. Они вообще очень чувствительны к красоте. И мне приятно, когда они говорят, что считают меня привлекательной.
Современных детей мне очень трудно…. удивить. Ведь у них есть гаджеты и доступ в интернет, к любому контенту. Поэтому для каждого нашего занятия мне приходится придумывать и искать что-то новое.
В каждой семье должна быть…своя семейная традиция. Это очень сближает всех родителей и детей, а также создает прекрасные воспоминания. Дети вырастают очень быстро, поэтому необходимо ловить и сохранять каждое мгновение, проведенное с ними: каждое их слово, каждое движение…
Мое хобби – рисовать акриловыми красками на камнях. С этими разукрашенными камнями дети часто с удовольствием играют в детсаду. Им так это занятие полюбилось, что мы даже создали небольшую мастерскую, где теперь все вместе раскрашиваем камни.
Спокойно и любя
Что касается наказаний, то для мальчиков и девочек они тоже должны быть разными. При этом недопустимо повышение голоса на детей и применение телесных наказаний.
Ирина Тульженкова уверена, что всегда можно донести до ребенка свои чувства и ожидания корректным образом.
– Например, можно сказать: «Сегодня твое поведение меня очень расстроило». И этого будет достаточно. Ребенок обязательно поймет, он и сам чувствует, где вел себя плохо, и по этому поводу очень переживает.
Но даже если днем ребенок понес наказание, то ни в коем случае он не должен ложиться расстроенным спать.
Некоторые родители растягивают наказание за проступок на несколько дней. Так делать нельзя. Для ребенка попасть в немилость к родителю – это маленькая трагедия. Поэтому воспитатель всегда советует помириться с ребенком перед сном.
Ребенок должен знать, что дом – это место, где его, неважно, маленького или уже взрослого, всегда выслушают и поймут.
Ирина Тульженкова родилась в городе Усолье в Пермском крае. Окончила Педагогический колледж в Нижнем Тагиле, освоив специальность «Воспитатель дошкольного возраста» с дополнительной квалификацией «Воспитаталь дошкольных образовательных учреждениях для детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении»