Ювелир из Нижней Туры Любовь Калеева рассказала о творческой рутине трудовых будней, качестве золота, а также о ручном и потоковом производстве изделий
Любовь Анатольевна Калеева – представитель необычной, редкой и даже отчасти сказочной профессии. Владелица единственной в Нижней Туре ювелирной мастерской признается, что о ремесле ювелира никогда не мечтала. И даже предположить не могла, что когда-то ей придется плавить драгоценный металл.
Будущий ювелир родилась в небольшой деревне Усть-Хмелевка в Свердловской области. К тому моменту, как девочке исполнилось 9 лет, деревня совсем зачахла и семейство Барминых (оба родителя Любови были железнодорожниками) решило переехать в Нижнюю Туру.
Там Любовь окончила школу № 7, затем уехала и поступила в торговый техникум в Нижнем Тагиле. Работала по профессии, пока в 26 лет случайно не познакомилась с удивительным человеком – Владимиром Мингалёвым, определившим всю ее дальнейшую профессиональную деятельность.
Золотых дел мастер
Владимир Афанасьевич имел то, что принято называть громким словом талант – природную предрасположенность и призвание к ювелирному мастерству. Родился он в Красноуральске, по образованию был часовой мастер, но всегда интересовался работой с драгоценным металлом. Профессии часовщика и ювелира оказались для него во много схожи – везде требовалась неизменная хирургическая точность при работе с мелкими деталями.
В 1978 году Владимир Афанасьевич приехал в Нижнюю Туру. Основал в городе Лесном первую ювелирную мастерскую. В 80-е годы открыл еще одну, на этот раз в нижнетуринском доме быта «Рубин», располагавшемся в районе Минватный.
Мир золота и камней
В 1995 году Владимир Афанасьевич пригласил Любовь на работу. Сперва назначил на должность приемщицы, которой необходимо было принимать заказы на изготовление и ремонт украшений.
Из-за ухудшающегося с возрастом здоровья Владимиру Афанасьевичу стал нужен подмастерье, способный выполнять простейшую работу с мелкими деталями. И Любовь, долгое время наблюдавшая за работой мастеров, решила попробовать.
А так как премудрости ювелирного мастерства познаются только «руками», на практике, Любовь часами просиживала за горелкой, концентрируясь на изделии, училась правильно нагревать и плавить металл. По ее словам, даже ювелирам с профильным образованием сразу после учебы приходится нелегко: ведь учатся они работать не на золоте и серебре, а на мельхиоре (сплаве меди с никелем, иногда с примесью других металлов).
– Так и я сперва практиковалась изготавливать цепочки из железа. Брала обыкновенный лом, разрезала его и пыталась паять. Училась чувствовать материал, с которым работала. Чтобы не перегреть и не сжечь его, время нагрева должно быть идеальным – с точностью до секунды, – рассказывает Любовь.
Творческая рутина
С выходом на пенсию Владимир Афанасьевич доверил любимое детище – свое ювелирное дело – Любови Анатольевне.
Женщина признается, что за 26 лет профессионального опыта уже многое может сделать с закрытыми глазами. Даже отличить на ощупь золото от серебра.
Большая часть работы в ювелирной мастерской всегда потоковая, рутинная и связана с ремонтом изделий. Но даже здесь часто приходится подключать фантазию, перебирать варианты, как и что лучше сделать.
Заказы на изготовление авторских украшений приходят в разы реже. Их бывает сложно, но интересно реализовывать.
– Недавно делала необычную подвеску на заказ. Клиент хотел переплавить старые обручальные кольца (он купил себе и супруге новые) и сделать из них подвеску в форме молнии, чтобы в середине два кольца крутились: женское, небольшое, внутри мужского. Если никто не мешает, такое авторское изделие можно сделать за день-два.
А чтобы сделать обычное обручальное кольцо, мастеру понадобится всего около трех часов. Для этого нужно сплавить, а затем прокатать металл до нужной толщины, разрезать его на пластинки и снова прокатать в вальцах. Однако клиент сможет получить изделие не раньше, чем оно пройдет апробирование в Уральской государственной инспекции пробирного надзора, которая находится в Екатеринбурге. Эта процедура может занимать месяц и более.
Неромантичная профессия
Ювелир – это не чистая работа, вопреки мнению многих. Где-то и кислотой приходится дышать, а при пайке полых цепочек – густым черным едким дымом.
А еще в процессе полировки изделия руки у ювелира становятся черными как смоль.
– Порой я выхожу вечером с работы с мыслями: «Ну, опять я сегодня кочегар», – смеется Любовь Анатольевна. – И не только руки становятся черными! Всегда улыбаюсь, когда человек, смотря на невзрачный кусочек драгметалла, спрашивает: «Что это? Это же не золото!». А я объясняю, что все золото после плавки выглядит, как черный кусок металла. При добыче оно светлое. После плавки – черное. И только после кропотливых трудов ювелира (полировки и отбеливающих процедур) золото приобретает знакомый всем золотистый цвет и блеск.
Душевный мастер
Есть люди, которые приходят к Любови Анатольевне для того, чтобы починить не только памятные ювелирные украшения, но и душу. Все полчаса или час, которые уходят на ремонт изделия, клиент рассказывает о своей жизни, о своей боли, о своей радости, связанной с дорогими его сердцу кольцом, браслетом или цепочкой.
– Это специфика моей профессии. Нужно быть не просто хорошим мастером, но еще и отчасти психологом. Многие постоянные клиенты приезжают ко мне в Нижнюю Туру из Лесного и Качканара даже просто закрепить камушек и поговорить. И это доверие людей очень радует. Самая любимая часть моей работы – это когда человек радуется готовому изделию и от души говорит спасибо. Когда советует меня кому-то как мастера. И, конечно, когда возвращается.
Взращивая династию ювелиров
Никто из детей и внуков Владимира Афанасьевича Мингалёва не пошел по его стопам, поэтому дело мастера продолжила ученица. Глубокая увлеченность и преданность своему делу передалась дочери и племяннице Любови Анатольевны, а еще – внукам.
– Моя дочь росла в среде ювелирных мастеров. Глядя на мое увлечение ювелирным делом, на мастерство Владимира Афанасьевича, она тоже загорелась желанием стать ювелиром. Повзрослев, окончила ювелирный колледж в Екатеринбурге. Сейчас она иногда помогает мне в мастерской, правда, сама паять уже давно не садится. Также любовь к работе с благородным металлом переняла и племянница (дочь моей старшей сестры). После получила второе образование и ушла работать в стоматологию. Но ювелирное дело любит до сих пор, – рассказывает мастер.
А еще у Любови Анатольевны есть два внука: девяти и трех лет. Они часто приходят к бабушке в мастерскую, с любопытством перебирают все инструменты, пытаются помогать.
– Я многое трогать не разрешаю, но чуть-чуть пошалить даю, – рассказывают ювелир с улыбкой.
Новое время
Ювелирное дело с годами сильно меняется.
– Еще 30 лет назад было все по-другому, включая технологию изготовления изделий. Раньше были популярны авторские ювелирные украшения ручной работы, где каждый миллиметр, каждая мельчайшая деталь выпиливалась вручную. Сейчас же преобладает потоковое производство, массовое литье. Все это бизнес. Поэтому найти в магазинах индивидуальное изделие – редкая удача, – рассказывает Любовь Анатольевна.
Поменялся также и драгоценный металл. Так, старое эсэсэсэровское золото очень сильно отличается от современного.
– 583 проба – это наша отечественная проба золота. Кроме как в СССР ее нигде не было. В 90-е годы мы вышли на мировой стандарт и везде образцовой стала 585 проба. Скажу по опыту, что купленные еще в советское время тоненькие золотые цепочки практически не изнашиваются. Такое изделие может порваться только с краю, но никак не посередине. Современные же изделия довольно непрочные и даже за пять лет носки могут потерять большую часть презентабельного внешнего вида. Импортное золото вообще не «держит» пробу. Оно стало мягче, при ремонте это особенно заметно, – делится знаниями Любовь Анатольевна.
Но, несмотря на все изменения, работа ювелира была и остается очень нужной профессией. И специалисты в этой сфере поистине на вес золота.
Терпение и труд все перетрут
Настоящий ювелир – человек терпеливый, от природы склонный к кропотливому труду. Первые тренировки на усидчивость у Любови начались в шесть лет, когда она осваивала вязание на спицах.
– Принцип тот же самый: если что-то не получилось – встань, выдохни и снова садись и делай заново. И так до результата, – поясняет мастер.
Когда дело не спорится
По словам Любови Анатольевны, бывает и такое, что какую-то работу ювелир не может сразу сделать. Например, не идет пайка, и все тут! Лежит изделие день, два, три, неделю, месяц, а душа и руки к нему не тянутся. Владимир Афанасьевич в таких случаях всегда говорил: «Если вещь, которую ты паяешь, не получается, отложи ее. Придет день, когда ты возьмешь ее в руки и сделаешь все на ура». Так и выходит.
Профессионал с большой буквы
В мастерской Владимира Афанасьевича работала сплоченная команда профессионалов. Среди них были и ювелиры с большой буквы. Например, Алексей Калестратов – выпускник Красносельского художественного училища, прирожденный мастер, создававший из кусочка металла вещи, дышащие жизнью и красотой.
Повод для гордости
В 2010 году за добросовестный труд и высокий профессионализм Любовь Калеева была награждена почетной грамотой Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области.