Это было одно из самых страшных убийств, которое потрясло наш город в начале девяностых. Погибший был не просто жестоко убит, преступники еще и подожгли его тело. А когда сыщики расследовали убийство, они сами чуть не погибли от взрыва мины, и спас их только счастливый случай. О событиях тех дней нам рассказал Владимир Юрьевич Селезнев.
Правдивая история девяностых
– Было это в лихие девяностые, а точнее – в 1994 году. В то время я служил начальником уголовного розыска. В городе шла война в прямом смысле слова. Разгул преступности был таким, что со службы можно было не уходить, мы практически жили на работе. Кражи, грабежи, разбои и убийства совершались ежедневно и ежечасно. Преступные группировки росли и крепли как на дрожжах. Безработица, невыплата заработной платы, низкий, если не сказать нищенский, уровень жизни населения были хорошей почвой для разрастания организованной преступности.
Быть бандитом стало очень модно, и молодые люди сбивались в стаи, у которых появлялись свои лидеры – «авторитеты». Эти группировки контролировали не только преступность, но и легальный бизнес, «крышевали» предприятия, малые и крупные.
Оценив оперативную обстановку, начальник отдела внутренних дел полковник милиции Владимир Иванович Бухаров освободил нас, сотрудников уголовного розыска, от работы по малозначительным преступлениям, и это дало нам возможность сконцентрировать усилия на раскрытии наиболее тяжких и резонансных преступлений.
Страшная находка
Одно из таких преступлений произошло в районе горы Шайтан, где однажды утром по дороге на работу сотрудники электроаппаратного завода обнаружили труп мужчины с перерезанным горлом. Как только мы приступили к расследованию убийства, поступила информация, что нужно срочно переключиться на другое происшествие. В поселке № 51, который был передан нашему отделу для оперативного обслуживания из Свердловска-45 (ныне город Лесной), произошло покушение на угон грузовика.
Я поручил оперуполномоченному Василию Юрьевичу Потапову выехать на место, быстро собрать материал для «отказного» и продолжить работу по установлению личности погибшего. Но когда Потапов вернулся, мы поняли, что и в этом случае все тоже непросто.
Холод смерти
Водитель грузовика МАЗ по фамилии Матяж рассказал такую историю. Он и его руководитель Герцен приехали из города Ейска в Свердловск-45 к партнерам по бизнесу и привезли партию подсолнечного масла. Прицеп с грузом подцепили к другой машине и загнали на территорию закрытого города. Организовал эту коммерческую операцию житель закрытого города Белогуров.
Матяж, ожидая шефа, проживал в гостинице, но Герцен не появлялся около недели. Деньги кончались, и водитель томился в полной неизвестности. Неожиданно к нему в номер пришли двое незнакомых мужчин и сообщили, что его ждет шеф.
Все трое сели в кабину грузовика и поехали по дороге вдоль водоема. В лесу пассажиры попросили притормозить. Матяж почувствовал тревогу, поэтому, когда остановил машину, не выключил скорость и держал ноги на педалях. Как он сам потом пояснил: «Я ощутил холод смерти».
Один из пассажиров резко открыл водительскую дверь и выстрелил. Матяж, закрыв глаза от испуга, дал машине полный газ. Преследователь на ходу произвел еще два выстрела, но они не достигли цели. Автомашина проехала несколько десятков метров и врезалась в дерево на обочине.
Насмерть перепуганный водитель выскочил из кабины и побежал в лес. Местности он не знал, поэтому прыгнул в снег и присыпал себя им. Лежа в сугробе, Матяж не дышал и не шевелился. Он надеялся на то, что в сумерках убийцы его не найдут. Еще минут пятнадцать он слышал шаги и тихие разговоры преступников, потом все стихло.
Удача в тот день была на стороне Матяжа. Замерзший и потерявший всякую надежду выбраться из леса, он вышел в поселок, называемый в народе «Пятьдесят первый». Там его и нашел оперуполномоченный Потапов.
Неожиданный вывод
Вскоре был задержан предприниматель Белогуров. Это произошло в день, когда он на такси приехал на место происшествия к брошенному в лесу грузовику МАЗ.
Белогуров старался отвести от себя подозрения. Он настаивал на том, что ничего не знает о происшествии. Говорил, что отдал Герцену все деньги за подсолнечное масло, и тот уехал домой в Ейск самостоятельно. Почему Герцен оставил своего водителя в Нижней Туре, он не знает. Белогуров высказал предположение, что сам Герцен мог организовать покушение на убийство Матяжа.
Мы позвонили в Ейск и выяснили, что Герцен там не появлялся. Вскоре в Нижнюю Туру приехала его жена. Мы показали ей тело неизвестного, убитого на Шайтане, но она его не опознала. Мы поняли, что этот труп из совершенно другой истории.
Первый след
Тонкая ниточка в деле появилась, когда мы установили личность таксиста, который привез Белогурова в лес на место происшествия. Таксист рассказал, куда заезжал Белогуров в день задержания, и нам стало понятно, что след его подельника надо искать в детском саду.
Вместе с милиционером Акрамом Шайдулиным, которого все называли Аликом, мы направились в детский сад. Пожилая женщина, няня, сообщила, что у них работает только один мужчина – повар. Это был узбек, который остался в городе Свердловске-45 после службы в строительном батальоне. Проживал он в общежитии «Орбита» вместе с женой и дочерью.
На волоске от гибели
В тот момент Белогуров был главным подозреваемым, хоть и настойчиво отрицал свою вину. Неожиданно он решил оказать сыщикам «услугу» и сообщил, что Герцен занимался незаконным приобретением, перевозкой и сбытом оружия, боеприпасов и взрывных устройств. Белогуров предположил, что Герцен мог стать жертвой подельников по криминальному бизнесу.
Мы с Аликом решили досмотреть грузовик. Первой находкой в прицепе была боевая граната Ф-1. Потом мы начали осмотр кабины. Я осматривал рулевую колонку и панель приборов, а Алик полез в «спальник», что находится за сиденьями. Как оказалось, в тот момент мы были на волоске от смерти. Спасло нас только то, что мой коллега случайно сунул руку под матрац, на котором спал водитель в период отдыха на трассе. Его вопрос: «Вова, что это?» – заставил меня похолодеть. Оглянувшись, я увидел в руках у Алика противопехотную мину ПМН-2. Уже потом мы выяснили, что она была на боевом взводе, и от взрыва нас отделяло лишь одно неловкое движение.
«Актеры» в погонах
Мы приняли решение разрабатывать повара из детского сада и выдать себя за друзей пропавшего Герцена. Надежды на то, что Герцен жив, уже не было.
Попросив у знакомых кожаные куртки, золотые цепочки и перстни, мы облачились во все эти атрибуты бандитов и поехали к повару. На автомашину нам поставили ростовские номера. Вид у нас был действительно бандитский. Я и оперуполномоченный Николай Важенин наголо побрились, а Алик повесил на шею золотую цепь толщиной с палец.
Когда повар увидел нас, в его глазах был нескрываемый ужас. Мы предложили ему признаться, но он долго не мог говорить, его просто трясло.
Наши подозрения подтвердились: Герцен был мертв. По словам повара, труп находился в районе городской свалки города Свердловска-45. Точное место повар не указал, но назвал имя второго соучастника преступлений.
Для розыска его подельника нам понадобилось около десяти часов. Им тоже оказался бывший военнослужащий. Задержан он был в малосемейке по улице Мира. Когда мы усаживали злоумышленника в машину, из подъезда выбежали гостившие у него девушки. Они вынесли чемоданчик и сказали, что он принадлежит парню, которого мы забрали.
Мы открыли чемодан и увидели револьвер и офицерский кортик – именно ими, как потом выяснилось, и совершали преступления бывшие военнослужащие.
Правда оказалась ужасной
Когда мы вернулись в отдел, повар уже дал подробные признательные показания и согласился показать, где находится труп Герцена. Вся ужасная правда о деятельности преступной группы была раскрыта.
Незадолго до описываемых событий бывший прапорщик внутренних войск Белогуров пригласил в гости друга Герцена и предложил ему реализовать в закрытом городе партию подсолнечного масла. Получив согласие, он начал подготовку к преступлению, подобрал двух подельников из числа бывших военных.
Когда предприниматель привез масло, Белогуров сдал товар в ОРС и присвоил вырученные от реализации деньги. Первый этап преступления был выполнен. Оставалось расправиться с Герценом.
В ночное время Белогуров отправляет Герцена с двумя наемниками в лес якобы к складу, где можно выбрать и купить оружие. Проходя по лесной тропе, повар дважды стреляет в затылок Герцену. Несмотря на ранения, Герцен поднимается с земли и вступает в рукопашную схватку с убийцами. Те набрасывают на шею раненому удавку, но это их не спасает. Будучи хорошо физически развитым, Герцен оказывает преступникам отчаянное сопротивление.
В самый критический момент из кустов выскакивает Белогуров и перерезает жертве горло. Потом вместе бандиты везут труп на городскую свалку, там забрасывают тело мусором и поливают горючим, чтобы разжечь страшный костер.
О третьем этапе преступления знал только Белогуров, который хотел избавиться от лишних свидетелей. Под благовидным предлогом он проник в кабину МАЗа и заминировал «спальник». Отправляя наемников к Матяжу, он строго наказал им после его убийства тщательно обыскать кабину. Нетрудно догадаться, что в процессе такого обыска оба наемника должны были взорваться. Ту же участь он готовил и нам, подсказывая идею осмотреть машину.
К счастью, преступные замыслы не сбылись. Впоследствии мина была взорвана военными инженерами на полигоне воинской части № 3275.
Цена жизни
За совершение преступлений Белогуров обещал наемникам видеомагнитофоны, а получили они сроки лишения свободы, хоть и не очень большие. Социалистическая законность была чересчур гуманной.
В ходе расследования мы изъяли много оружия, в том числе пистолет «Браунинг» образца 1895 года, боеприпасы и взрывные устройства, а также другое военное имущество, включая прибор ночного видения и парашют Д-6. Кто служил в советской армии, тот знает, что удивительного в этом ничего нет, так как главным обвиняемым в этом деле был бывший прапорщик.
А личность погибшего, обнаруженного в районе горы Шайтан, мы установили позже, но это уже совсем другая история.