РЭК объяснила, из-за чего отличаются тарифы в Нижней Туре и Лесном
«Почему в Лесном тариф на тепло ниже, чем в Нижней Туре, ведь источник ресурса – НТГРЭС – находится у нас?»
Этот вопрос нижнетуринцы задавали главе НТГО на недавней встрече в ДК, и Андрей Александрович все объяснил. Но у жителей возникли и другие вопросы – непосредственно к РЭК, в частности, о том, чем отличаются концессионные соглашения в наших городах.
Напомним, государственное регулирование тарифов в сфере коммунальных ресурсов осуществляет Региональная энергетическая комиссия Свердловской области. Вот что в ответе на запрос редакции пояснил исполняющий обязанности председателя РЭК Владимир Гришанов:
– Тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются РЭК Свердловской области индивидуально для каждой теплоснабжающей организации в соответствии с действующим законодательством и определяются на основании экспертизы представленных организацией расчетных материалов, содержащих экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах на осуществление регулируемой деятельности на период регулирования, заверенных печатью организации и подписью ответственного за достоверность данных должностного лица, которое несет ответственность за представленную информацию в соответствии с действующим законодательством.
Концессия в НТГО
Нижнетуринским городским округом заключено концессионное соглашение от 16.09.2020 года в отношении объектов теплоснабжения (горячего водоснабжения), находящихся в собственности муниципального образования. В его рамках ПАО «Т Плюс» переданы тепловые сети и 6 котельных, расположенных в поселках Ис, Косья, Большая Именная, Сигнальный.
Постановлением РЭК Свердловской области от 28.10.2020 № 121-ПК (с изменениями) для ПАО «Т Плюс» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую на территории Нижнетуринского городского округа, на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 – 2139,78 руб./Гкал (с НДС).
При расчете тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «Т Плюс» в статусе единой теплоснабжающей организации на территории Нижнетуринского городского округа, учтены:
– расходы на тепловую энергию, вырабатываемую Нижнетуринской ГРЭС ПАО «Т Плюс» и котельными, переданными ПАО «Т Плюс» по концессионному соглашению;
– расходы на транспортировку тепловой энергии по тепловым сетям;
– сбытовые расходы.
Концессия у соседей
В городском округе «Город Лесной» Свердловской области теплоснабжающее оборудование (тепловые сети и 2 котельные в п. Чащавита и п. Елкино) передано на основании концессионного соглашения от 05.09.2016 ПАО «Т Плюс». Постановлением РЭК Свердловской области от 11.12.2019 № 220-ПК (с изменениями) для ПАО «Т Плюс» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую на территории городского округа «Город Лесной», на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 – 1571,41 руб./Гкал (с НДС).
При расчете тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «Т Плюс» в статусе единой теплоснабжающей организации на территории Лесного, учтены:
– расходы на тепловую энергию, вырабатываемую Нижнетуринской ГРЭС ПАО «Т Плюс» и котельными, переданными ПАО «Т Плюс» по концессионному соглашению от 05.09.2016;
– расходы на покупку тепловой энергии у ФГУП «Комбинат "Электрохимприбор"»;
– расходы на транспортировку тепловой энергии по тепловым сетям;
– сбытовые расходы.
Сравнивать нецелесообразно
2022 год. Модернизированная котельная в поселке Сигнальный в рамках концессионного соглашения между ПАО «Т Плюс», правительством Свердловской области и администрацией НТГО. Именно параметры концессии влияют на величину тарифов / Фото из архива редакции газеты «Время
Согласно действующему законодательству, для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования, а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, указанных в конкурсном предложении концессионера на право заключения концессионного соглашения.
Тарифы для различных систем теплоснабжения даже одной организации могут отличаться. Сравнение тарифов на тепловую энергию нецелесообразно, так как в каждом отдельном случае величина тарифов зависит от множества факторов. Учитывается статус теплоснабжающей организации, количество и тип обслуживаемых теплоисточников, вид топлива и его удельный расход, сложность и объем обслуживаемого оборудования (зависит размер затрат на оплату труда персонала и отчисления на социальные нужды), степень изношенности оборудования котельной и сетей (зависит размер затрат на ремонты), а также количество вырабатываемой тепловой энергии и прочее.
Объем меньше – тариф выше
Как правило, чем меньше объем производимой либо поставляемой тепловой энергии, тем выше тариф для потребителей. Так, при прочих равных условиях удельные затраты на одну гигакалорию при поставке тепловой энергии организацией с меньшим полезным отпуском выше, что и обуславливает более высокий тариф на тепловую энергию. Полезный отпуск тепловой энергии ПАО «Т Плюс» в Нижнетуринском городском округе – 294 тыс. Гкал, в городском округе «Город Лесной» – 515 тыс. Гкал.
При этом структура производства тепловой энергии по двум сравниваемым муниципалитетам различна: объем тепловой энергии с более низкой себестоимостью, поставляемой от Нижнетуринской ГРЭС в Нижнетуринский городской округ, составляет 91 %, а в городской округ «Город Лесной» Свердловской области – 93 %, остальная тепловая энергия производится на тепловых источниках с более высоким тарифом производства.
Основной причиной, влияющей на размер тарифа на тепловую энергию в рассматриваемых муниципальных образованиях, являются параметры концессионных соглашений: например, размер операционных расходов, нормативный уровень прибыли или величина потерь тепловой энергии в сетях.
Таким образом, отличие конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую на территории Нижнетуринского городского округа и городского округа «Город Лесной», обусловлено объективными экономическими и техническими факторами, в том числе и принятыми решениями органов местного самоуправления.