Как семьи мобилизованных переживают разлуку
С момента частичной мобилизации прошел год. Как это время пережили семьи мобилизованных нижнетуринцев, каким был для них этот непростой год?
Мы поговорили с женами мобилизованных ребят – Екатериной Курбановой и Светланой Костюковой, и узнали, как они справляются с переживаниями, как помогают фронту и как живут с тех пор, как их мужья ушли на фронт.
Бесконечный год
Екатерину Курбанову в Нижней Туре уже знают многие – она одна из самых активных волонтеров фонда «Родные души Победы».
Супруг Екатерины Александр отправился на спецоперацию добровольно. Сам сходил в военкомат, через два дня пришла повестка, поэтому уходил Александр как мобилизованный.
Последний раз всей семьей Костюковы собирались в марте. Светлана делает все, чтобы жизнь детей не замирала, и, конечно, с нетерпением ждет возвращения мужа домой / Фото Светланы Костюковой
Екатерина Курбанова:
«Это ужасный бесконечный год. Первые месяцы были особо тяжелыми. Я была абсолютно потеряна. Постоянно переживала за мужа. Раньше все делали вместе – дом, хозяйство, отдых. Пришлось фактически учиться жить заново. Не только справляться с эмоциями, но и делать какие-то мужские дела по дому, решать те задачи, которые раньше решал муж. Конечно, человек привыкает ко всему, и постепенно переживания притупились. Их не стало меньше, у меня до сих пор подкатывают слезы, когда я начинаю об этом говорить.
В конце декабря я познакомилась с Алексеем Устьянцевым, отправила первую посылку мужу. Поняла, что теперь с Сашей есть связь. В конце января сама поехала к мужу в зону СВО, вместе с очередной поездкой волонтеров. Дорога была нелегкой, но это свидание было необходимо нам обоим, оно дало силы жить дальше. А в отпуск Саша пришел только через 10 месяцев после мобилизации.
Безучастной быть не могу
Невозможно смотреть на все происходящее и быть безучастной. Прекрасно, что в Нижней Туре есть возможность помогать фронту реальными делами. Тем более что для бойцов это действительно важно. Это передают и парни, которым наш фонд довозит грузы, это говорит и мой супруг. Для наших ребят это бесценно, это поднимает их боевой дух, особенно письма, открытки от детей. Наши бойцы очень ценят помощь тыла. Я считаю, долг каждого в тылу посильно помогать нашим воинам.
За этот год я узнала много добрых и отзывчивых людей, я за всю жизнь бы не познакомилась с таким количеством людей. А силы дает уверенность в нашей победе и предвкушение предстоящей встречи с мужем».
Бронежилет вместо отпуска
В октябре прошлого года исовчане Светлана и Алексей Костюковы вместе с детьми должны были лететь на отдых. Но вместо того чтобы паковать чемоданы, в последних числах сентября Светлана искала, где купить для мужа хороший бронежилет.
Светлана Костюкова:
«Последний раз мы виделись с мужем в марте, когда он приходил в отпуск. В августе домой его уже не отпустили. Когда он теперь приедет в отпуск, неизвестно. Весь этот год сплошная неизвестность, напряжение и тревога. С одной стороны, я должна продолжать жить, работать, заботиться о детях, чтобы у них не появилось ощущения, что жизнь остановилась, а с другой – все мысли постоянно там, с мужем.
Недетские знания
У нас двое детей, два сына – 11 лет старшему и 4 года младшему. Я боялась за старшего сына, поскольку он понимает, где находится папа. А тяжелее переживает разлуку младший. Первые три месяца, засыпая, он всегда говорил, как скучает по папе, спрашивал, где он. И мне каждый вечер приходилось отвечать на эти вопросы.
Старший знает, что папа на войне, гордится им. Он принял на себя роль мужчины, помогает мне, следит за моим здоровьем. Младший всегда со мной, мы и сети плетем вместе, и посылки упаковываем.
Как-то были в детском развлекательном центре в Екатеринбурге, там на потолке крона дерева сделана из маскировочной сетки. Сынок это увидел и говорит: "Смотри, мама, здесь тоже маскировочные сети". Ну какой ребенок в четыре года знает, что это называется маскировочная сеть и вообще зачем она нужна?»
Защитить своих мужчин
В мае Светлана вместе с другими женами мобилизованных из поселка Ис занялась изготовлением маскировочных сетей.
Светлана Костюкова:
«Началось все с желания защитить своих мужчин – именно для них мы изготовили первые сети. Сейчас продолжаем плести маскировку и передаем ее на фронт через фонд "Родные души Победы". Средства на закупку материалов собираем всем поселком.
Сейчас у нас порядка двадцати свободных основ для масксетей. Мы закупили спанбонд осенней расцветки. Плетем в клубе имени Артема и в храме, и приглашаем присоединиться к нам всех желающих.
Я понимаю, что не все хотят помогать фронту, что проще сделать вид, что ничего не происходит, раз это не касается меня и моей семьи. А для нас, у кого мужья, сыновья там, на спецоперации, это своего рода связь с ними, это наш вклад в их безопасность».