Какие лекарства популярны в Нижней Туре и что позволяет фармацевту не утонуть в океане таблеток
Когда у нас возникают проблемы со здоровьем, мы идем к людям в белых халатах. Но не всегда это медики. Чаще, с нашей привычкой к самолечению, нам на помощь приходят работники аптек – фармацевты.
О секретах аптечных профессий мы говорим с Ириной Куликовой, заведующей аптекой и старшим провизором сети аптек «Фармленд» по Северному кусту.
– Фармацевт – это связующее звено между врачом и пациентом. Врач лечит, делает назначение, а мы, в свою очередь, объясняем свойства препаратов, даем рекомендации по приему. Как я говорю окружающим: «Про таблетки я вам многое могу рассказать».
– Где учиться на фармацевта?
– Например, в фармколледже в Екатеринбурге, фармакадемии в Перми. И еще много заведений по России. В медицинских вузах тоже готовят специалистов.
Стоит отметить, что фармспециалисты очень востребованы на рынке труда, очень. И не обязательно получать высшее образование, сейчас много различных средних профессиональных учебных заведений.
Я рекомендую особенно девушкам идти в фармацию. Это действительно интересно. К тому же, это не физическая, не трудоемкая работа. Если человек открыт к другим людям, тогда точно надо к нам.
– Сколько может зарабатывать провизор?
– Судя по данным HH.ru – от 45 000 рублей.
– Какой карьерный рост у фармацевта?
– Заведующий аптекой, руководитель подразделения.
Об «особенном иностранном языке»
– А какие лекарства пользуются большим спросом? Чем нижнетуринцы болеют чаще всего?
– Нижнетуринцы болеют теми же заболеваниями, что и люди во всем мире. Различные боли: суставные, головные, простудные заболевания. Необходимость в редких препаратах крайне мала.
– Возникала ли у Вас хоть раз мысль придумать свое лекарство?
– Скорее, нет. Хотя, когда я училась в академии, фармхимию мы изучали три года. Тогда мы синтезировали различные формулы, и я принимала в этом участие. Мы вводили препараты крысам, а после выступали на конференциях и обсуждали опыты, делали выводы. Для меня это рутинная работа, мое – это все-таки общаться с людьми, помогать им.
– Все фармацевты знают «особенный иностранный язык», а что делать, если не понятно, что написано врачом в рецепте?
– Тут проще, чем кажется. Во-первых, мы изучаем латинский язык, также как и врачи. Да и вообще, это «понимание» с опытом приходит. У меня был случай, когда я не смогла прочитать название. Вообще никак. А в 99% назначений все понятно. Да и врачи работают по стандартам, и мы привыкли к этому.
– И как распознать, что нужно клиенту, если он не может объяснить?
– Повторюсь, что мы 99% понимаем. Другое дело, когда приходит клиент и говорит: «Мне нужен препарат, он начинается на букву «А» и в названии есть буква «Д». Потом начинаем расспрашивать для чего принимают, в каких дозах и так далее. И, бинго, мы угадали! Но самое смешное, что ни буквы «А», ни буквы «Д» в названии этого препарата нет.
«В капле – лекарство, в ложке – яд»
– Как запомнить такое огромное количество препаратов?
– Все препараты имеют международные непатентованные названия – МНН. Например, мы ящичек открываем, у нас коробочек там лежит штук пятьдесят, а на самом деле по действующему веществу их от силы пять-шесть. Если знать «матчасть», то есть все эти названия. И надо понимать, что в основном одно и тоже и далеко не все препараты используются. Когда ты работаешь с этим каждый день, то уже ничего нового для тебя нет.
– А что делать, если все-таки забыл, где лежит лекарство?
– Все препараты раскладываются по фармакологическим группам. И соответственно, если я знаю фармакологию, а я, как специалист, обязана ее знать, то уверена, что такой препарат лежит там, а такой-то тут. Например, если просят аспирин, то я уже понимаю, что все связанное с аспирином лежит в этом ящике. На самом деле, это рутинная работа и все запоминается.
– Зачем нужны рецепты на лекарства?
– На самом деле 90% препаратов, которые есть в аптеках, отпускаются по рецепту. Как говорили древние врачи: «В капле – лекарство, в ложке – яд». Каждый препарат имеет свои побочные действия, ограничения по возрасту, дозировку и т.д. Если нет показаний к применению препарата, человек может себе навредить.
«Кто в аптеке работает, тот не болеет»?
– Как проходит Ваш обычный рабочий день?
– Я прихожу на работу, проверяю готовность аптеки к работе, помогаю коллегам консультировать покупателей. Заполняю разные журналы, ведь наша деятельность строго регламентирована нормативными документами, далее делаю заявку на препараты, которые необходимы. Примерно так это выглядит.
– Как работать в аптеке и не заболеть?
– Кто в аптеке работает, тот не болеет. Шутка. Мы самые обычные люди. Конечно, знаем, что принять, чтобы не разболеться. Но тут, скорее, у кого какой иммунитет. Вообще, многие болезни возникают от любви человека к себе: кушаем все подряд, мало двигаемся или, наоборот, работаем на износ. Поэтому иногда нужно спросить у себя: а что я могу сделать, чтобы поправить свое здоровье?
– А себя лечите сами?
– Только легкие болезни. Мы как раз-таки понимаем: вот тут нужно обязательно обратиться к врачу. К сожалению, мы видим последствия самолечения. И нашим посетителям очень часто рекомендуем обратиться к врачу.
О покупателях и пользе аскорбинки
– Помните самого удивительного покупателя?
– Однозначно ответить не могу. Они все разные, они все интересные. Добрые, грустные, веселые. Я всегда приветлива со всеми покупателями, здороваюсь. А бывают и такие: «А что это вы со мной поздоровались?». Я отвечаю: «Вам же приятно, что я вам улыбнулась, а мне приятно, что вам приятно».
Тут другая сторона вопроса. Очень мало доброты в обществе. Вот это меня всегда заботит. Я считаю, что доброта спасет этот мир. Нужно давать это тепло людям.
– После работы запахи чувствуете?
– Конечно-конечно. Не помню, куда я пришла на днях, в какую-то организацию, мне сказали: «От вас аптекой пахнет».
– Гематогенка – это обычная кровь?
– Сладость. Говорят, что раньше гематоген делали из бычьей крови. Сейчас состав написан на упаковке. Но витамины, безусловно, присутствуют в составе.
– Можно ли съесть за один прием целую аскорбинку?
– А вот аскорбинка очень полезная сладость. Но и тут должна быть мера. Есть суточная дозировка для детей и взрослых. Мы обязательно предупреждаем, прежде всего, родителей – норму не превышать.
О грубости и благодарности
– Что нравится в профессии?
– Общение с людьми, обратная связь от них, решение нестандартных задач. Еще одним важным моментом в своей работе считаю, что мы все-таки должно проводить профилактику с покупателями. Объяснять, рекомендовать. Своего рода медицинское просвещение.
Люблю свою работу, вижу благодарность, когда могу помочь. В людях ценю честность, справедливость, доброту, ответственность. И от этого испытываю огромную радость. Люблю работать с разными товарными категориями, не только с таблетками. Учусь каждый день: фармация не стоит на месте
– А что, наоборот, раздражает и выводит из строя?
– Меня ничего. А если почитать профессиональные «паблики» в социальных сетях, то больше всего сотрудников раздражают грубые покупатели. Повторюсь, я в работе не приемлю грубого отношения ни к покупателям, ни от них.
– Совет начинающим фармацевтам…
– Учиться, учиться и еще раз учиться. Повышать свое мастерство в профессии, чтобы действительно помогать людям
– Закончите интервью пожеланием от фармацевта.
– «Доброго дня, будьте здоровы, берегите себя!». Так я всегда заканчиваю общение со своими покупателями.