Как развитие речи влияет на готовность ребенка к школе
Как понять, готов ли ребенок к школе? Почему не стоит раньше времени усаживать дошкольника за парту и отдавать в школу скорочтения? И какие простые упражнения помогут ребенку развить речь и подготовиться к школе?
Рассказывает Ангелина Билая, создатель и руководитель школы развития «ТренимМозг», специалист в области нейропсихологического развития.
– Часто вопрос готовности ребенка к школе сводят к тому, умеет ли ребенок читать, писать, считать.
Но это в корне неверно. Готовность ребенка к обучению определяется тем, сформировались ли основные психические функции, которые отвечают за успешное обучение. Это внимание, память, мышление, речь.
Банк номинаций
Тренируются внимание, память, мышление и речь вовсе не за партой, а в процессе игры. Но игра должна быть в реальности, где задействована координация и моторика ребенка, где он взаимодействует с трехмерным пространством.
Вы удивитесь, но за понимание сюжетов текста и последовательности событий отвечает именно пространственное восприятие. Речь ребенка также зависит от уровня развития тех областей мозга, которые отвечают за эффективное обучение.
Важно к школе сформировать богатый «банк номинаций» – связок слово – образ. Тогда за читаемым текстом ребенок увидит не абракадабру, а живую картинку. Говорите с ним, спрашивайте, описывайте, что видите. Так его память впитает большое количество слов и их значений.
Лексический взрыв
Если у ребенка трудности с пониманием вашей речи или с произнесением каких-то звуков, вовремя обращайтесь к специалистам. Потому что период активного формирования речевой функции ограничен и потом корректировать будет сложнее.
Период активного формирования речи начинается с 9–10 месяцев у девочек и с 11–12 у мальчиков. До 1,5 лет дети копят пассивный словарь и потом – с 1,5 до 2,5 лет – происходит «лексический взрыв». Ребенок строит из накопившихся слов предложения, сначала достаточно простые. Они начнут усложняться и станут развернутыми в период с 2,5 до 4 лет.
Нет скорочтению
Если ребенок плохо слышит и различает звуки, он неправильно запомнит произносимое вами слово и при прочтении просто не узнает его. Если ребенок не выговаривает один или несколько звуков, написать и прочесть эти звуки ему также будет сложно.
Основная ошибка родителей в том, что они хотят как можно раньше развить ребенка, дают ему букварь и прописи. Еще хуже – отдают на скорочтение и ментальную арифметику.
Как специалист в области скорочтения авторитетно говорю: до 14 лет обучение скорочтению невозможно. Для скорочтения у ребенка должны быть сформированы достаточно сложные умственные действия. А обеспечивающие их области мозга дозревают к 14 годам.
Гонка за скоростью чтения взамен качества точно навредит ребенку. Огромный вред нагрузок, которые ему не по силам, состоит в том, что ребенок потом не захочет учиться вообще.
Ребенок не калькулятор
Стоит быть осторожными и с занятиями ментальной арифметикой в юном возрасте. За числом ребенок должен понимать количество, за арифметическими знаками – фактическое изменение этого количества: стало больше или меньше. Поэтому нельзя запрещать считать на пальцах! Это необходимость на начальном этапе.
Ребенок научится автоматически выполнять сложение и вычитание, но он не поймет, что стоит за этими действиями. Не сформируются математические понятия. Потом такие дети не понимают задачи, теряются в заданиях, где надо не только вычислить, но и самим найти решение. Можно провести аналогию с калькулятором. Посчитать он может, но какие числа ввести и что с ними делать – он не знает.
Учение через общение
Лучше всего развитие речи стимулирует живое общение, чтение ребенку вслух, игры с буквами и звуками.
На прогулке предложите посмотреть ребенку вокруг и назвать предметы, которые он видит, в названии которых есть звук К. Также прекрасно развивают знакомые всем с детства игры в города, называние слов на одну букву и подобные простые игры.
Перед школой мы можем заложить отличный фундамент ребенку для дальнейшего успешного обучения и сберечь его веру в себя.
Что мешает речевому развитию
Виктория Букина, логопед-дефектолог, нейропсихолог, основатель онлайн-школы «РепетиторВсем»:
– Речевые проблемы возникают из-за того, что дети много времени проводят в гаджетах, мало общаются, мышцы артикуляции не развиты.
Самые частые проблемы дошкольников – нарушения звуков в речи, нарушение координации движений, слабая мелкая моторика – все из-за того же, что много времени проводят у экранов гаджетов, а не на улице.
Я как логопед рекомендую заниматься скорочтением только после того, как ребенок поставил все правильные звуки в речь, научился читать, разобрался с фонетическим разбором слов.
В противном случае у ребенка могут возникнуть проблемы с русским и чтением в школе, он будет пропускать и путать буквы.
В целом готовность ребенка к школе можно определить по ряду показателей:
– может заниматься одним делом 30 минут и более;
– есть интерес к познанию нового;
– знает буквы, цифры;
– все звуки в речи произносятся правильно (в норме это происходит к 5 годам).
5 советов для развития речи
Марина Киселева, учитель-логопед, основатель «Школы сочинения и рассказов по картинкам», автор методики по развитию связной речи и автор серии книг «Искусство речи»:
- Не усаживайте маленького ребенка заниматься за стол. Жизнь – это интересный учебник с живыми картинками. По дороге изучайте приметы времен года: обратите внимание ребенка на то, что он ощущает, как одет, что происходит с природой.
- Соревнуйтесь – это добавит эмоций, а значит, информация будет запоминаться лучше. Поиграйте в «Кто больше назовет имен, профессий, животных».
- Общайтесь с ребенком на разные темы, спрашивайте, что он думает, чувствует. Именно в дошкольном возрасте вы можете наладить взаимопонимание, доверие, которое потом уже трудно заполучить.
- Заведите ритуал – читайте перед сном сказки. А днем обсуждайте их, спрашивайте, как бы поступил ваш ребенок на месте героя.
- Учите ребенка в необычной обстановке – на берегу реки можно рисовать буквы на песке, в поликлинике – читать вывески, в кафе – рисовать и разгадывать кроссворды, в поездке – учить скороговорки, играть в словесные игры.
Словесные игры
- Назвать как можно больше слов, которые начинаются, заканчиваются или в середине которых есть определенный звук – А, Л, Н, Т, О и пр.
- Назвать как можно больше слов, которые обозначают фрукты, овощи, цветы, животных, игрушки, мебель, профессии и т.д.
- Подобрать к слову действие. Спросите ребенка, что может делать, например, метель, солнце, ветер, автобус и пр. Пусть ребенок назовет несколько действий к одному слову.
- Если дом построен из дерева, он деревянный. По аналогии предложите ребенку другие слова: железо, бумага, снег и т.д.
- Предложите ребенку закончить слово. Назовите слоги, с которых могут начинаться слова. Например, по – подушка, ми – минута, ло – лопата и т.д. Пусть ребенок попробует подобрать несколько слов на один и тот же слог.
- Составить предложение по вопросам. Например, кто? что делает? что? – кошка лакает молоко. Кто? что делает? что? чем? – садовник поливает цветы водой. И так далее, придумывайте другие наборы вопросов.
- Предложите ребенку подобрать по три и больше рифм к слову.
- 9–10 месяцев у девочек, 11–12 – у мальчиков – начало активного формирования речи;
- до 1,5 лет – накопление пассивного словаря;
- 1,5–2,5 года – из накопившихся слов ребенок строит простые предложения;
- 2,5–4 года – речь становится сложнее, предложения развернутые
Ранние занятия скорочтением могут привести впоследствии к проблемам в школе с русским языком и чтением
За понимание сюжетов текста и последовательности событий отвечает пространственное восприятие, которое развивается у ребенка в процессе игры
Ваш ребенок готов к школе, если:
- может заниматься одним делом 30 минут и более;
- есть интерес к познанию нового;
- знает буквы, цифры;
- все звуки в речи произносятся правильно