Будни и праздники далекого деревенского прошлого
Меня восхищают люди, рожденные в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на все, что им пришлось вынести, они и сегодня излучают оптимизм и уверенность, что жизнь прекрасна в разных ее проявлениях.
Своими воспоминаниями о трудных деревенских буднях, моментами радости, праздниках, традициях поделилась Галина Николаевна Кириллова, которая родилась в далекой деревне Кировской области на четвертый месяц войны.
Военное время в силу своего возраста не помнит, но в памяти остались рассказы ее мамы, простой русской деревенской женщины, муж которой ушел на фронт и которого она так и не дождалась:
– Ходили и мерзлую картошку собирали, бывало, что суп варили из картошки и лебеды. Домашний скот кормили соломой. Порой поднимали с помощью веревки: от голода животные стоять были не в силах. Весной, когда нечем кормить, а выпускать на выгул еще нельзя, брали солому с крыши дома, заваривали кипятком – так спасали скот от голодной смерти: без коровы-кормилицы не выжить. Взаимовыручка, поддержка соседей была неоценимой: когда все вместе, намного легче прожить.
Первые послевоенные годы тоже не принесли долгожданного облегчения:
– Куры есть, но яйца надо отдать, а от коровы бОльшую часть молока забирали.
Об учебе в школе
Достигнув 7-летнего возраста, маленькая Галинка пошла учиться в находившуюся в родной деревне начальную школу, где было 3 класса:
– Все дети находились в одной комнате. Уроки вел учитель, который давал разные задания каждому классу. Учились писать на газетах, потом – в тетрадях (бумагу же очень берегли). Сначала писали карандашом, потом пером, в качестве чернил был сок свеклы, считали на палочках из ивы.
Окончив начальную школу, ребятишки стали учиться в «семилетке», которая находилась в нескольких километрах от родной деревни. Экзамены сдавали каждый год.
Галина Николаевна до сих пор с теплотой вспоминает бывших одноклассников и даже многих помнит по именам.
Простой деревенский быт
Непременный предмет мебели – деревянные лавки, которых, по словам Галины Николаевны, было несколько. Они заменяли и диван, и кровать. Позже появились железные кровати с панцирной сеткой. На стене – часы с кукушкой, коврик с незатейливым рисунком (непременно над кроватью). Был шкаф для посуды. На полу лежали самодельные половички. Шкафы для одежды заменяли большие тяжелые сундуки. Конечно, в каждой избе находилась самая главная кормилица-обогревательница – русская печь, в которой еще проводили лечебные процедуры при простуде:
– В теплой печке помелом подметут остатки золы, положат солому, на которую укладывали детей, так и прогревали. Еще можно было забраться по лесенке на полати – верхнюю часть печки, чтобы погреться после зимней стужи и сладко уснуть под убаюкивающее мурлыканье кошки, а утром проснуться от манящего аромата свежей стряпни мамы.
Рукоделием занимались в каждом доме:
– Кто вязал, кто шил-вышивал, – вспоминает Галина Николаевна. – У моей мамы была прялка. Пряли из кудели. Трепали, чесали, потом пряли, получая ценные нити, необходимые для изготовления разнообразных изделий. Конопля шла на изготовление вожжей. Был небольшой ткацкий станок, на котором сами ткали все скатерти и полотенца. Дедушка шил тулупы, шапки из овчины.
Как соблюдали гигиену
Бани были «по-черному». Это когда парилку строили без дымохода, и вся копоть при нагревании распределялась по комнате, выходя через микроотверстия стен и потолка наружу. Естественно, что во время топки на всех поверхностях оседала сажа, а со временем образовывался нагар, если эти поверхности не мыли.
Воду носили «из-под горы»: речки, до которой можно добраться, спустившись по узкой тропинке. Зимой топили снег. По очереди с соседями топили, мылись 2-3 семьи – так легче было.
Нехитрая кухня
– Основная еда – блюда из картошки, морковки, репы, свеклы, – говорит Галина Николаевна. – После войны, когда стали давать муку немножко, стряпали пироги, а еще мама готовила вкусный, как нам тогда казалось, десерт из тертой белой сахарной свеклы, украшенной ягодами рябины. Из гороха варили горошницу, гороховый кисель. Ароматный чай пили из самовара, наливая из кружек в блюдца. Заваривали толокно, варили из него кашу и готовили другие полезные блюда.
Молодежные забавы
Праздники отмечали престольные: Рождество, Пасху, Троицу, Духов день. Несмотря на официальный атеизм, в селах были сильны традиции, основанные на религиозно-семейных ценностях.
Государственные праздники с трудом входили в жизнь селян, даже всеми любимый Новый год не стал исключением, ведь его празднование приходилось на один из строгих постов. Зато старый Новый год отмечали очень весело.
Галина Николаевна вспоминает интересные молодежные забавы – гадания:
– Приносили петуха, под плетень сажали, ставили перед ним 2 тарелки с зерном и водой. Если подойдет к воде, муж будет пьяница, к зерну – жди богатого жениха. А еще кидали валенки: куда упадет, оттуда и жених придет.
Масленица и Пасха
В Масленицу делали качели деревянные. Катались на санях и взрослые, и дети, в ход шли ледянки, с усовершенствованием для лучшего скольжения. Намазывали коровьим пометом, заливали водой. Делали самодельные лыжи. Снежные горы были около каждого дома, одни окошки только торчали. «Масленку» тоже сжигали.
Основательно готовились к Великой Пасхе:
– Проводили генеральную уборку поочередно в каждом доме, собирались по 2-3 семьи, мыли все потолки, полати, каждый угол промывали, зола была вместо мыла, которое было в огромном дефиците, потом кипятком все ошпаривали. Наведя порядок в домах, готовили угощение: кто куличи, кто пироги, конечно, яйца красили.
Свадьба по-деревенски
Знакомство чаще всего случалось в клубах, куда молодежь ходила «на танцы», порой за несколько километров от своей деревни.
Сватовство тоже было неотъемлемой частью будущей свадьбы: родители жениха с гостинцами приезжали знакомиться – «свататься» – к родителям невесты. При общем согласии начинали готовиться к предстоящему торжеству: готовили еду, традиционные напитки на всю деревню: без помощи соседей нельзя было обойтись. Одним из ярких моментов свадьбы была встреча, а потом и катание всех желающих на красиво наряженных разноцветными ленточками и начищенной до блеска сбруей лошадях.
Свадьба пела и плясала так, что порой деревянные полы не выдерживали шумного деревенского веселья и запросто могли проломиться.
Ни о каких кольцах речи не было, но жених при всех материальных трудностях был в костюме, а невеста надевала новое нарядное платье.
Как все успевали
Вставали, как петух пропоет (примерно в 3–4 утра), ведь надо было сначала переделать домашнюю работу, а потом идти на колхозные работы. С маленькими детьми оставались самые старшие члены семьи или старшие дети, которых тоже малых лет привлекали к деревенскому труду. Было принято жить большими семьями, когда все друг другу помогают, а старики никогда не оставались в одиночестве.
– Раньше мы жили бедно, но весело, дружно и без зависти – завидовать было нечему, все были наравне, – закончила свой интересный рассказ Галина Николаевна.