Зачем нужны реагенты на дорогах и возможно ли заменить их песком?
Государственная Дума ФС РФ отклонила законопроект о запрете использования противогололедных реагентов на пешеходных зонах. Запрет должен был затронуть территории школ, больниц, дворов, тротуаров, остановок общественного транспорта.
Эффективные требования
Депутаты Госдумы, приняв во внимание позицию профильного комитета по экологии и охране окружающей среды, позицию Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также мнение экспертного сообщества, приняли решение отклонить законопроект в первом чтении.
По мнению комитета по экологии и охране окружающей среды ГД и федеральных ведомств, на сегодняшний день в Российской Федерации достаточно строгие и эффективные требования экологического законодательства и рычаги контроля для исключения поставки опасных и некачественных противогололедных материалов. Комплексную проверку безопасности противогололедных материалов для человека и окружающей среды обеспечивает государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) федерального уровня. Использование противогололедных материалов без положительного заключения ГЭЭ на территории населенных пунктов категорически запрещено.
Когда механика бессильна
По мнению органов государственной власти ряда субъектов РФ и дорожных служб, запрет на применение реагентов на пешеходных зонах поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан из-за отсутствия возможности эффективной борьбы с гололедом.
Зимой наиболее опасная ситуация – это не снегопады, а обледенение. В неустойчивую погоду, при переходах через ноль градусов, происходит наибольшее количество травм пешеходов и наиболее сложные аварии на дороге, так как на поверхности образуется тонкая корка льда, порой не видимая глазу. Удалить такую наледь можно только с помощью противогололедных материалов, механический способ в данном случае бессилен.
Динамика травматизма
Согласно исследованиям, наличие льда и снега на тротуарах увеличивает число травмированных пешеходов в 2–3 раза. В последние годы из-за ухудшения погодных условий (ледяные дожди, резкие перепады температуры, рост переходов через ноль градусов) травмы становятся более тяжелыми, чаще имеют место случаи инвалидности и летальный исход.
Использование реагентов на тротуарах снижает уровень «гололедного» травматизма в 2–3 раза, о чем говорит международная и российская статистика. Например, по официальным данным Министерства здравоохранения г. Москвы, после начала использования с 2011 года на пешеходных зонах и во дворах комбинированных реагентов уровень травматизма в столице России зимой сократился более чем в два раза и является сейчас самым низким в стране.
Опытным путем
Опыт Санкт-Петербурга по замене соли на тротуарах фрикционными материалами последние несколько лет также подтвердил динамику отрицательного влияния песка и щебня на уровень гололедного травматизма. В период их использования количество травмированных на скользких улицах Санкт-Петербурга выросло вдвое, что заставило город вернуться к реагентам.
Песок, предлагаемый в качестве «проверенной временем» альтернативы реагентам, неэффективен и опасен для здоровья человека. Песок не обладает плавящей способностью и не уменьшает скользкость. Не растворяется, поэтому все, что было рассыпано за зиму, остается на улицах города. Оставшиеся на дороге микрочастицы песка покрываются масляной и бензиновой пленкой, впитывают крайне токсичные загрязнения, поступающие от дорожного транспорта. Медицинские исследования показали, что содержание мышьяка, свинца, никеля, кадмия и бензапирена в таком отходе по весне превышает предельно допустимые нормы в десятки раз, что делает песок с дорог крайне опасным веществом для человека.
Использование песка категорически запрещено во многих крупных городах мира.