Мнение: почему важна массовая вакцинация и каким должен быть процент привитых, чтобы победить COVID-19
Главный эпидемиолог Екатеринбурга Александр Харитонов развеял слухи о прививках от COVID-19 и ответил на часто задаваемые вопросы о вакцинации.
– Александр Николаевич, массовая вакцинация от COVID-19 позволит взять ситуацию по коронавирусу под контроль?
– Конечно, но мы должны вакцинировать минимум 60 % жителей региона. Это тот барьер, который вирус не сможет преодолеть.
На примере заболеваемости гриппом. Когда мы прививали меньше 10 % населения, нам приходилось закрывать на карантин целые школы, объявлять эпидемию. Последние три года мы прививаем порядка 60 % свердловчан и не объявляем эпидемию, обходимся точечными ограничениями. Так же будет и с коронавирусом.
Давайте жить дружно
– COVID-19 – не первая болезнь планетарного масштаба. С какой опасной болезнью удалось справиться при помощи вакцины в последние годы?
– Период 2009–2010 годов, когда была эпидемия нового штамма гриппа – А(H1N1), так называемого свиного гриппа. Тогда (в сентябре-октябре 2009 года) во время вакцинации против сезонного гриппа нового штамма в вакцине не было, его ввели только в марте. Но благодаря даже этой вакцине тот, кто был привит, если и заболевал, то не умирал. Умирали люди из числа тех, у кого не было прививки.
Когда появилась вакцина с новым штаммом в составе, мы провели вакцинацию групп риска – медицинских работников, работников образования, торговли. В следующем сезоне уже появилась новая вакцина с этим штаммом. Но мы его не ликвидировали до сих пор, а научились с ним жить и сотрудничать, мы с ним «подружились».
– Получается, главная задача не побороть вирус, а научиться с ним жить?
– Да. Вирус – это живое существо, которое делает все, чтобы жить и размножаться, всячески приспосабливается к среде. Поэтому я и говорю о том, что вакцинация – это единственный барьер, который не дает вирусу распространяться. Вирус всегда ищет слабое место, куда можно попасть и показать свою силу. Это законы природы, от которых никуда не деться.
Быстро не значит плохо
– Отечественная вакцина против коронавируса была разработана в сжатые сроки, и это вызывает недоверие у части жителей. Бытуют мифы, что вакцина недостаточно проверена. Верное ли это утверждение?
– Неверное. Во-первых, технологии, по которой создаются вакцины, не новы. Институты (центр имени Н. Ф. Гамалеи, НЦ «Вектор» – прим.) долгие годы работали над технологиями, которые касаются не только коронавируса, но и других инфекционных заболеваний. Эти технологии проверены, на их основе уже создавались вакцины. Например, вакцина против Эболы. Поэтому здесь нет ничего нового.
Всех смущает, что так быстро. Кто-то говорит, мол, вакцины по 10 лет регистрируют. Но за 10 лет и инфекция поменяется. Такой срок совершенно неприемлем. Вакцина против вируса не должна отставать от развития самого вируса.
Во всем мире, по всем нормативным документам и протоколам условия пандемии позволяют идти более коротким путем при регистрации вакцины. Все необходимые испытания проведены. Профессионально наблюдая за группой привитых, мы фиксируем, что у 95 % из них уже после первой прививки началась выработка антител.
– А можно ли вообще говорить о каких-то конкретных сроках разработки применительно к вакцинам в целом, например, в условиях, когда мы не имеем дело с пандемией?
– Нельзя сказать: «Здесь нужно два года» или «Здесь нужно три». Это зависит от того, какая технология применяется. Понятно, что есть определенные технологические цепочки, которые никак не сократишь. В процессе создания и регистрации вакцины есть не только научные испытания, но и большой пласт административной работы. С новой вакциной именно на организационном уровне все было проведено максимально быстро.
«Спутник V» или «ЭпиВакКорона»
– «Спутник V» всем более или менее известен. А что можно сказать об «ЭпиВакКороне», которая только-только появляется в свободном обороте? Какую вакцину выбрать, чем руководствоваться?
– В вакцине «ЭпиВакКорона» антиген синтезирован химическим путем, вакцина «Спутник V» создана биотехнологическим путем. Она более приближена к живой, если говорить простым языком.
Обе вакцины состоят из двух компонентов. И прежде всего отличаются условиями хранения. «Спутник V» мы получаем в замороженном виде. Вакцину «ЭпиВакКорона» мы можем доставлять в отдаленные территории, на предприятия, прививать тех, кто по разным причинам не может прийти в поликлинику, и так далее.
– Насколько обе эффективны?
– Должен пройти определенный период, чтобы делать выводы. Центр имени Гамалеи говорит о 95 % эффективности. Если судить по группе, в которой я участвую и которую я наблюдаю в научной работе, у нас стопроцентная эффективность. По «ЭпиВакКороне» эффективность заявлена тоже близкая к 100 %.
В любом случае все зависит от организма человека. Говорить, что какой-то вакциной прививаться лучше – совершенно неправильно. Что точно нужно сказать – не надо ждать, когда придет что-то якобы лучшее.
Главное – антитела
– Как вакцина реагирует на мутацию вируса? Много в последнее время говорили о «британском штамме». Наша вакцина защитит от него?
– Самое главное, что мы прививаемся от коронавируса. А этот британский вариант – это не новый штамм, просто шип у вируса изменился.
Вакцинация в любом случае даст свой эффект. У нас будет основа – антитела, которые «увидят» коронавирус, когда он попадет в организм. А значит, иммунная система начнет ему противостоять. Дальше уже все зависит от возможностей организма, насколько он способен справиться с проблемой.