Организация объединенных наций объявила 2021 год Международным годом креативной экономики. Что это значит? Вопреки расхожему мнению, «креативный» специалист – это не только тот, кто работает в сфере культуры или медиа. В первую очередь, это специалист, способный генерировать новые идеи, и неважно в какой сфере – в театре или на заводе. Другими словами, креативность – это серьезный интеллектуальный труд, который с каждым годом все больше монетизируется и становится крайне важным для экономики.
Особенно это важно для промышленных регионов, где в рамках мировых целей и задач требуется переосмысление территории. Дымящие заводы, серые здания промпредприятий уходят в прошлое, и на первое место выходит тренд по формированию не только безопасной для экологии среды, но и привлекательной, как для жителей, так и для инвесторов. Что в этом направлении сегодня происходит в Свердловской области обсудили эксперты регионального бизнес-форума «Большой открытый диалог».
– Это очень актуальное направление, и сегодня нам важно не просто переосмысливать ресурсы, но и наращивать новые, неиндустриальные, креативные компетенция для развития региона, – говорит министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова. – Одним из главных флагманов новой экономики стало открытие в 2010 году Уральской индустриальной биеннале. Сегодня это уже целая индустрия, где созданы новые рабочие мечта, рынок услуг, пространство для новых проектов. В 2015 году еще одним таким флагманом стала Ural Music Night. Мы третьи в стране после Москвы и Питера, где проводится мероприятие такого формата и масштаба. И сейчас мы готовим необходимые документы для подачи заявки в ЮНЕСКО о признании Екатеринбурга «городом музыки».
В этом году, по словам Виктории Казаковой, частью креативной экономики может стать мода и народно-художественные промыслы (НХП) Среднего Урала. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства запустил конкурс по поддержке fashion стартапов, по итогам которого лучшие проекты появятся на площадке торгового центра Екатеринбурга. Что касается НХП, то в регионе насчитывается 14 мест бытования народных промыслов, и это хороший потенциал для развития территории.
Еще одно направление, которое может стать брендовым для региона, это Ирбитская ярмарка. Она проводится уже 400 лет, и является настолько уникальной и самобытной площадкой, что может стать основой для креативного кластера.
– Направлений, где может развиваться креативная экономика региона, конечно, больше, чем я перечислила. Потенциал есть в сферах медиа, маркетинг, образование и, безусловно, IT. В Екатеринбурге открыты штаб-квартиры ключевых IT-компаний страны, это о многом говорит, – отмечает Виктория Казакова.
Потенциал региона в части переосмысления территории и создания новых общественных пространств подтверждают и в Москве. По словам руководителя Центра городских компетенций «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Татьяны Журавлевой, у Свердловской области есть все шансы войти в десятку регионов, где в рамках новой федеральной программы Rurban Creative Lab городские и сельские территории преобразуются в креативные кластеры.
Программу АСИ запустили в начале этого года после поручения Владимира Путина создать в регионах кластеры на площадках бывших промышленных предприятий и заброшенных зданий.
– Прием заявок был завершен 15 февраля, и уже четвертую неделю мы занимаемся отбором участников. В итоге, мы определим 10 регионов, которые получат господдержку на создание трех кластеров на своей территории, – говорит Татьяна Журавлева. – С одной из ключевых проблем, с которой мы сейчас сталкиваемся, это сложность в понимании, а что же это такое – креативная индустрия. Мы видим, насколько по-разному это понимают в регионах, и рассчитываем, что разнообразие мнений даст нам новое понимание, каким конкретно должен быть креативный кластер. Не зря этот проект пока называется Rurban Creative Lab, то есть, сейчас это именно лаборатория, где мы ищем варианты развития.
Поиски происходят не только в понятийной сфере, но и законодательной. Как отмечает, Виктория Казакова, в регионе сегодня, например, нет закона о креативной индустрии. И сейчас в областном правительстве идет работа по формированию законодательной базы, которая позволит отрегулировать все необходимые для развития направления инструменты.
Особенно важно, например, это в работе с объектами культурного наследия. Сегодня инвесторы не всегда готовы заходить в сферу креативной индустрии именно из-за того, что в работе с объектами запрещено менять внешний вид, и любые модификации требуют большого количества согласований, затягивающихся порой на месяцы.
По словам первого заместителя руководителя «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры» Михаила Пономарева, процесс, этот, да, непростой, но сегодня власти слышат, поддерживают бизнес и готовы помочь в ускорении процедур.
– В работе с культурными объектами важно, чтобы у здания был один владелец, понимающий концепцию развития. Хороший пример такого подхода – здание типографии «Уральский рабочий». Да, это исторический объект, но владелец точечно и грамотно наполняет эту территорию. Подобный проект, но значительно масштабнее, мы планируем сделать на пяти площадках Уралмашзавода. Мы не хотим отдавать территории разным арендаторам, нам нужен один инвестор, готовый руководить всем процессом, – говорит Михаил Пономарев.
Согласно концепции развития, на пяти площадках Уралмашзавода, включающих не только промышленные зоны, но и гостиницу «Мадрид», будет сформирована модная бизнес зона. В течение полгода проект должен запуститься, а обновленная территория полностью заработает, примерно, через 6-8 лет.
Источник: Уральский рабочий